еще
Звонок с сайта Контакт-центр Клиентская поддержка Голосовой трейдинг Банковские карты Чат Форма обратной связи Связаться с пресс-службой
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Экономика России вынужденно встает на цифровые рельсы

Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием на прочность для российской экономики. Больше всего пострадали компании, ориентированные на офлайн, например, заведения общепита, а также работающие в сфере туризма. Однако период локдаунов и массовый перевод работников, а также школьников и студентов на "удалёнку" поспособствовал развитию IT-сектора. Экономика вынужденно встала на цифровые рельсы и начала переходить в онлайн. Рассказываем, как обстоят дела с цифровизацией в России. 

Вовлечение россиян в цифровую среду

По данным НИУ ВШЭ, доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств. Для сравнения в Южной Корее уже почти повсеместное интернет-покрытие - 99%. Доля ежедневно выходящих в сеть россиян тоже растёт с годами: в 2010 году каждый день в сети бывали всего 26% населения, а сейчас уже почти три четверти населения - 72,6%. Причём интернет-аудитория активно расширяется за счёт притока лиц старших возрастов. По статистике НИУ ВШЭ, доля ежедневных пользователей в возрастном диапазоне 35-44 лет в 2019 году составила 85, 7%, на 20% больше, чем среди этой же возрастной группы в 2018 году. Доля ежедневных пользователей в возрасте 45-54 лет (в 2019 году) выросла ещё больше, на 27,3% и составила 74,7%, при этом доля лиц 55-64 лет - 49,9% (+23,8% за год), в возрасте 65-74 лет - 22,9% (+13,1%).

Кроме того, растёт и доля смартфонов, с которых россияне выходят в сеть – за пять лет она почти удвоилась: в 2015 со смартфонов в интернет выходили 37,6%, а в 2019 - уже 59,2%.

Цифровая грамотность россиян

По данным аналитического центра НАФИ, только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Именно из-за недостаточной компетентности в сфере цифровых технологий многие организации и их сотрудники столкнулись с проблемами при переходе на удалённый формат работы. При этом многие работники понимают важность знаний и навыков в цифровой сфере. Например, 65% работников считают, что персонал их организации могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий.

По оценкам НАФИ, в 2020 году уровень цифровой грамотности россиян составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. При этом самые высокие показатели цифровой грамотности демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, а самые низкие - Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Сильнее всего цифровая грамотность зависит от возраста человека: самые грамотные люди до 44 лет (59-61 пунктов), а самый низкий уровень цифровой компетенции у людей старше 55 лет.

Внедрение цифровых технологий в бизнес

По оценкам НИУ ВШЭ, российский бизнес постепенно наращивает свой цифровой потенциал,  но при этом заметно отстаёт от многих западных стран.

Например, в 2019 году индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, тогда как в Финляндии и Дании он находился на отметке 52 и 50 пунктов соответственно.

О недостаточно высоком уровне внедрения цифровых технологий в работу бизнеса говорит и тот факт, что только треть российских компаний используют автоматизирующие системы для работы с ключевыми данными.

Каждая третья российская организация использует, как минимум, одну из трех информационных систем - ERP, CRM или SCM. При этом ERP-системы, используемые для внутреннего электронного бизнеса, являются самыми распространенными. С ними работают 23,3% организаций. Однако этот показатель по-прежнему в 1,8-2 раза меньше аналогичного в Корее, Франции или Финляндии.

Онлайн-торговля

По данным "Сбербанка", почти 40% россиян за время пандемии полностью отказались от наличных денег и перешли на безналичный расчёт.

Согласно исследованию компании AdvantShop, специализирующейся на разработке интернет-магазинов, общий оборот российских интернет-магазинов, входящих в топ-100, в апреле 2020 года, после введения локдаунов, вырос сразу на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и на 36% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом средний чек, наоборот, снизился на 11% по сравнению с прошлогодним.

По оценкам российского исследовательского агентства Data Insight, благодаря пандемии среднегодовой темп роста онлайн-торговли вырос с 28 до 33%, а пандемия привела в интернет-магазины более 10 млн. новых покупателей.

В целом можно отметить, что хотя уровень цифровизации российских компаний и компетенции их сотрудников в сфере цифровых технологий ещё недостаточно высок и отстаёт от западных стран, однако всеобщий переход к "цифре" уже вступил в активную стадию, что видно благодаря быстро растущей онлайн-торговле и расширяющейся год от года интернет- аудитории. 

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Поздеева Екатерина
Поздеева Екатерина
обозреватель
Finam.ru
участник рейтинга
и оцените материал  
8 пользователей оценили материал на 4,5.
01.12 09:55
granuu:
А автор, видимо, не знает, что существуют целых две Кореи, северная и южная и потому не указывает в какой Корее идёт речь в её "обозрении".
01.12 04:19
fb3324355671011619:
Не вижу никакой связи между тем, что народ трется в соцсетях.играют в онлайн-игры, смотрят кинухи от безделья, и нашей экономикой, кроме того, как многих сотрудников перевели на удаленный клиент, только развитию это никак не способствует.....
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля