Меню

 
 

Достигается ли сбалансированность при замораживании расходов федерального бюджета?

По информации газеты "Ведомости", на прошедшем 4 июля совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было одобрено предложение Минфина по заморозке расходов федерального бюджета на 2017–2019 гг. на уровне 15,78 трлн руб. Оценим эту стратегию с позиций бюджетной сбалансированности.

Для прогнозирования бюджетных доходов мы использовали макроэкономические показатели базового варианта прогноза Минэкономразвития на 2017-2019 годы с экспортной ценой на нефть 40 долл. за баррель. Несмотря на то, что средняя цена нефти с февраля 2016 г. имела тенденцию к повышению (в июне 2016 г. она составила 47 долларов за баррель) использование цены 40 долл. за баррель в качестве базовой в течение ближайших трех лет оправдано, учитывая волатильность 2014-2016 гг. и неопределенность перспектив нефтяного рынка. (При проведении расчетов мы использовали среднегодовую цену на нефть 40 долл. за баррель и для оценок на 2016 г.) Расходы федерального бюджета на 2017-2019 гг. соответствуют представленным выше проектировкам Минфина (табл. 1). В дальнейших расчетах мы исходим из того, что на начало 2017 г., в соответствии с заявлением Министра финансов РФ А. Силуанова на ПМЭФ -2016, в Резервном фонде останется около 1 трлн руб.

1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета в 2016-2019 гг. (в трлн руб. и в % ВВП) 

 

 2014

 2015

2016

  2017

 2018

2019

 трлн руб.

Доходы ФБ

 14,5

 13,7

 12,9

 13,4

 14

 14,6

Нефтегазовые доходы ФБ

 7,4

 5,7

 4,9

 4,9

 5

 4,9

Расходы ФБ

 14,8

 15,6

 16,1

 15,8

 15,8

 15,8

Баланс

 -0,3

 -1,9

 -3,2

 -2,4

 -1,8

 -1,2

% ВВП

Доходы ФБ

 18,6

 16,9

 15,3

 15,0

 14,7

 14,4

Нефтегазовые доходы ФБ

 9,5

 7,3

 5,8

 5,5

 5,2

 4,9

Расходы ФБ

 19,0

 19,3

 19,1

 17,6

 16,5

 15,6

 Баланс

 -0,4

 -2,4

 -3,8

 -2,7

 -1,8

 -1,2

Расходы ФБ

в реальном выражении

в % к 2014 году

 100

 91,2

 87,4

 81,2

 77,5

 74,3

Источник: Минэкономразвития, Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. В 2016 г. не учтены "разовые" доходы от прибыли ЦБ и продажи пакета акций Роснефти.

В соответствии с нашими оценками, при цене на нефть 40 долл. за баррель, сохранении экспортной пошлины на нефть на уровне 2016 г. и некотором повышении ставки НДПИ на нефть, в соответствии с действующим налоговым законодательством, доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг. составят соответственно 13,4 трлн руб., 14 трлн руб. и 14,6 трлн руб. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составит 2,4 трлн руб. (2,7% ВВП). В 2018 и 2019 гг. дефицит снижается соответственно до 1,8 трлн руб. и 1,2 трлн руб.

Как видно из Табл. 1, при "заморозке" расходов на ближайшие три года в 2019 г. в реальном выражении они составят менее 75% от уровня 2014 г. даже при оптимистичном прогнозе инфляции, предложенном Минэкономразвития (к 2019 г. она должна сократиться до 4,2%). Реальное (а по сравнению с планом 2016 г. и номинальное) сокращение расходов обостряет проблему выбора бюджетных приоритетов, к тому же, ряд расходов все равно придется увеличивать в номинальном выражении. Судя по информации СМИ, это относится к расходам на пенсионную систему, разумеется, к процентным расходам, ряду других направлений. Увеличение расходов на пенсионную систему означает, что кардинальных реформ в этой сфере пока не происходит. С другой стороны, сокращению будет подвергнуты расходы по большей части госпрограмм, вероятно, это коснется и оборонных расходов. О конкретных параметрах этого сокращения говорить, видимо, преждевременно.

Из приведенных данных следует, что Резервный фонд в 2017 г. будет полностью израсходован, и для финансирования бюджетного дефицита придется привлекать средства Фонда национального благосостояния (табл. 2). По данным Минфина России на 1 июля 2016 г. объем ФНБ составлял 4,7 трлн руб. (5,9% ВВП). Средства ФНБ частично вложены в первоклассные валютные активы, другая часть средств ФНБ вложена в соответствии с действующими нормативными документами в "иные разрешенные активы". Последние состоят из инвестиций в инфраструктурные проекты, ресурсов, переданных на увеличение банковского капитала ряда российских банков, долговых обязательств стран, не имеющих инвестиционных рейтингов ведущих рейтинговых агентств и др. На настоящий момент вложения в "иные разрешенные активы" составляют 1,6 трлн руб., или 33% от общего объема ФНБ, эти средства невозможно использовать для финансирования бюджетного дефицита. Соответственно, ликвидная часть ФНБ составляет в настоящее время 3,2 трлн руб. Заметим, что в соответствии с законодательством, в "иные разрешенные активы" может быть вложено до 60% средств ФНБ.

2. Расходы и ресурсы суверенных фондов в 2016-2019 гг., млрд руб.

 

2016

 2017

 2018

2019

Резервный Фонд

на конец года

 1000

 0

 0

 0

Средства ФНБ,

направляемые на покрытие

дефицита бюджета

при заимствованиях в 1 трлн руб.

 0

 400

 759

 173

Ликвидная часть ФНБ

на конец года

при заимствованиях в 1 трлн руб.

 3 189

 2 789

 2 030

 1 856

Средства ФНБ,

направляемые на покрытие

дефицита бюджета

при заимствованиях в 0,5 трлн руб.

 0

 900

 1 259

 673

Ликвидная часть ФНБ

на конец года

при заимствованиях в 0,5 трлн руб.

 3 189

 2 289

 1 030

 356

Источник: Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Снова сошлемся на выступление Министра финансов на ПМЭФ-2016. Предполагается, что в 2017-2019 гг. объем внутренних заимствований возрастет до 1 трлн руб., при том, что в 2016 г. этот показатель должен составить всего 300 млрд руб. Если такой сценарий осуществим, то расходы ФНБ на финансирование бюджетного дефицита за 2017-2019 гг. составят в сумме 1,3 трлн руб. и еще останется "ликвидная подушка" в объеме 1,9 трлн руб. Негативным побочным явлением станет существенное увеличение процентных расходов бюджета. По нашим оценкам, доля этих расходов в общем объеме расходов вырастет с 4% в 2016 г. до 5% в 2019 г.

Если оставить за скобками возможные в ближайшие три года негативные изменения мировой конъюнктуры, реализация представленного сценария сопряжена с рисками двух видов. Во-первых, в период кризиса ликвидные ресурсы ФНБ могут быть направлены на затыкание различных дыр прежде всего в финансовом секторе экономики, например, на увеличение капитализации ВЭБ, ВТБ и других банков и финансовых институтов. Нельзя исключить использование этих средств и для финансирования масштабных инфраструктурных проектов. При таком развитии событий средств для финансирования бюджетного дефицита может и не оказаться.

Другой риск заключается в необходимости ежегодно привлекать с российского рынка внутренние заимствования в объеме 1 трлн руб. В Табл. 2 приведен сценарий, при котором внутренние заимствования в 2017-2019 гг. составят не 1 трлн, а 500 млрд руб. (в нынешних условиях это также был бы неплохой результат). При таком уровне заимствований ликвидная часть ФНБ будет практически исчерпана к концу 2019 г.

Таким образом, планы Минфина по бюджетной консолидации в 2017-2019 г. потребуют существенных усилий от всего общества. Во-первых, заморозка расходов федерального бюджета негативно скажется на темпах экономического роста и уровне жизни населения. Во-вторых, необходимо будет решить сложную задачу резкого увеличения внутренних заимствований. И наконец, нужно удержаться от соблазнов потратить ФНБ на какие-нибудь грандиозные проекты. Но, по-видимому, этим тернистым путем необходимо пройти.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Чернявский Андрей
Чернявский Андрей
ведущий эксперт
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
1 пользователь оценил материал на 3.
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 30 августа
Отбор на ЧЕ 2020 по футболу. Сборная России
на 19 ноября
Курс доллара к рублю
на 31 июля