Меню

 
 

ДФО - долгосрочно финансировать облигациями

ДФО – долгосрочно финансировать облигациямиИсточники бюджетных инвестиций для регионов Дальневосточного федерального округа. ДФО недофинансирован, а бюджетные средства – один из основных источников его инвестиций. В промышленно неразвитых регионах ДФО бюджетные инвестиции в отдельные годы могут достигать до половины совокупного объема инвестиций, а подушевые инвестиции отстают от среднероссийского уровня. При значительной общей потребности Дальневосточного макрорегиона в инвестициях их доля, финансируемая из региональных бюджетов, находится на уровне ниже среднероссийского, устойчиво сокращаясь с 2013 года. 

Сахалинская область - лидер Дальневосточного макрорегиона как по уровню подушевых частных инвестиций, так и по объему прямых иностранных инвестиций (в 2017 году более 75% всех прямых иностранных инвестиций в ДФО). Средний уровень бюджетных инвестиций (из бюджетов всех уровней, включая федеральный) в ДФО соответствует среднероссийскому показателю. Однако в связи с неравномерным распределением бюджетных инвестиций по субъектам ДФО, более высокой стоимостью жизни, а также ограниченной транспортной доступностью территорий макрорегиону требуется более высокий уровень инвестиций.

Добывающие регионы отличаются высоким объемом частных инвестиций на душу населения, данные 2018 года, тыс. руб.

Источники бюджетных инвестиций для регионов Дальневосточного федерального округа

Источник: Росстат, расчеты АКРА

Кто, если не государство?

С 2005 года население ДФО сократилось на 360 тыс. человек, что сопоставимо с численностью населения Камчатского края и Чукотского автономного округа вместе взятых, и на начало 2019 года составило 8,2 млн человек. В процентном соотношении сокращение населения ДФО является самым значительным среди всех федеральных округов РФ. Снижение численности населения затрагивает все регионы Дальнего Востока, за исключением Бурятии и Якутии. Дальневосточный макрорегион теряет население по ряду причин, среди которых суровые климатические условия (на Крайнем Севере) и отстающий уровень развития территорий. Так, в Приморском крае, лидирующем по численности населения в ДФО и характеризующемся наиболее благоприятным климатом, плотность автомобильных дорог в 2017 году составила лишь 90 км на 1 000 км2, а в регионах европейской части России, расположенных в тех же широтах (например, в Краснодарском и Ставропольском краях) - 463 и 272 км на 1 000 км2 соответственно. 

Чтобы остановить отток населения из Дальневосточного макрорегиона, государству необходимо прежде всего развивать социальную и транспортную инфраструктуру. На выполнение этих целей, как правило, и направляются бюджетные инвестиции. Например, в образовании и здравоохранении бюджетные средства формируют порядка 70–80% совокупных инвестиций. Половина бюджетных инвестиций приходится на транспортную отрасль (эти средства формируют треть совокупных инвестиций в транспортную инфраструктуру). Развитие инфраструктуры необходимо не только для того, чтобы переломить тенденцию оттока населения с Дальнего Востока, но и для повышения инвестиционной привлекательности для инвесторов в несырьевые отрасли экономики. 

В 2017 году в регионах ДФО действовало всего 48 частных образовательных учреждений против 352 в ЦФО, а в Камчатском крае, Магаданской и Сахалинской областях и на Чукотке такие учреждения отсутствуют вовсе. Доля учащихся в частных образовательных учреждениях в ДФО вдвое меньше, чем в ЦФО, и на 16% меньше среднестранового уровня. 

В 2016 году в регионах ДФО функционировала 201 частная медицинская организация из 3 353 в России. По количеству таких учреждений ДФО занимает предпоследнее место среди всех федеральных округов РФ. 

Решить вопрос финансирования инфраструктурных проектов за счет федеральных трансфертов не получается: объем выделяемых средств недостаточен, а софинансирование инвестиций регионами ведет к росту их бюджетных расходов. При этом значительная часть трансфертов представлена дотациями, которые расходуются на текущее потребление. 

По оценке АКРА, период 2019-2021 годов для регионов ДФО будет, скорее всего, дефицитным, а значит региональные власти будут испытывать потребность в привлечении средств как на покрытие бюджетного дефицита, так и на рефинансирование долга. С учетом собственных средств регионов, накопленных в предшествующие годы, общая потребность в долговом финансировании в ближайшие три года составит порядка 180 млрд рублей

Доля облигаций в совокупных долговых обязательствах ДФО, равная 15%, является низким показателем даже с учетом невысокого уровня развития рынка региональных облигаций (среднее значение по РФ за 2018 год - 25%). Облигации не пользуются большой популярностью из-за сложности процедур выкупа и/или досрочного погашения, но в текущих условиях они дают единственную возможность структурировать график погашения долга с минимизацией риска рефинансирования. Сейчас создаются благоприятные условия для размещения долгосрочных облигационных займов. 

Читайте обзор полностью

Исследование подготовлено АКРА специально к Восточному экономическому форуму-2019 

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
Группа исследований и прогнозирования АКРА
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 ноября
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Яндекс
на 15 ноября