еще
*1945
Бесплатно по РФ для МТС, Билайн, МегаФон и Tele2
Чат со специалистом:
Звонок с сайта  
  • Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

Бюджеты в 2021 году были закрыты с рекордным профицитом

Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021-м выросли в годовом сопоставлении на 18%, или на 2,4 трлн руб. При этом прирост полностью пришелся на налоговые и неналоговые доходы (ННД), которые увеличились к показателю 2020 года на 29%, или 2,6 трлн руб.

Более половины прироста ННД обеспечили поступления по налогу на прибыль, выросшие год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб. По доходам бюджеты были исполнены с превышением первоначальных планов на 28%, а у ряда субъектов превышение составило 40% и более.

Бюджеты в 2021 году были закрыты с рекордным профицитомПрофицит неконсолидированных бюджетов субъектов в прошлом году был равен 605 млрд руб. С профицитом год завершили 66 субъектов, а их совокупный профицит составил 777 млрд руб.

Планируемый в 2022 году рост расходов на 3% при снижении доходов на 7% приведет к дефициту в размере 1,1 трлн руб. (0,7 трлн руб. без учета Москвы).

Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая, Тюменская, Курская и Вологодская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и другие.

Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов в 2022 году с профицитом на общую сумму 10 млрд руб.; еще четыре прогнозируют бездефицитный бюджет.

Опираясь на исторические данные, можно предположить, что достижение заявленного объема по совокупному дефициту в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) в текущем году представляется маловероятным.

Дефицит, запланированный рядом субъектов на 2022 год, в абсолютном выражении меньше профицита, полученного ими в прошлом году. Если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах, то такие регионы имели бы возможность в полном объеме профинансировать дефицит без роста долга, что важно для соблюдения условий рефинансирования коммерческого долга.

Предполагается, что совокупный бюджетный дефицит субъектов (без учета Москвы) в текущем году будет почти наполовину профинансирован за счет источников, не приводящих к изменению долга. Еще треть составят банковские кредиты, а нетто-привлечение облигаций обеспечит субъектам покрытие лишь 18% дефицита.

Налог на прибыль обеспечил более половины роста налоговых и неналоговых доходов субъектов. Совокупные доходы региональных неконсолидированных бюджетов в 2021 году выросли на 18%, или на 2,4 трлн руб. в годовом сопоставлении. В сумме они составили 15,7 трлн руб. (без учета Москвы - 12,3 трлн руб.), а весь прирост пришелся на ННД, которые увеличились относительно показателя за 2020 год на 29% (2,6 трлн руб.) до 11,8 трлн руб. Безвозмездные поступления сократились на 5%, или на 0,2 трлн руб.

Совокупные доходы снизились лишь в трех субъектах РФ, при этом Республика Крым зафиксировала уменьшение доходов на 6%, тогда как в Калининградской области и Чукотском автономном округе доходы снизились лишь на 2 и 1% соответственно (в последнем регионе - в единственном - произошло сокращение ННД, оно составило 10%).

Хотя основной вклад в совокупный профицит бюджетов внесла характерная для 2021 года рыночная конъюнктура, о которой неоднократно говорилось, нельзя не учитывать влияние частичного восстановления экономики в прошлом году и эффект низкой базы 2020-го.

Изначально запланированные совокупные доходы бюджетов оказались на 28% ниже, чем их итоговое исполнение. Консервативное планирование бюджетов - стандартная практика, к тому же в конце 2020 года, когда составлялись планы на 2021 год, особых поводов для оптимизма не было (хотя в четвертом квартале 2020-го рост цен на металлы был уже очевиден). В результате некоторые субъекты очень существенно превысили планы по доходам - на 40% и более.

Рисунок 1. Многие субъекты не могли спрогнозировать доходы на 2021 год

Многие субъекты не могли спрогнозировать доходы на 2021 год

Источник: Федеральное казначейство, данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА

Основной вклад в рост ННД субъектов внесли поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся год к году на 55%, или на 1,6 трлн руб. Их прирост обеспечил 60% прироста ННД в 2021 году. На этом фоне вклад поступлений от других видов налогов не так заметен. Например, поступления по налогам на совокупный доход обеспечили лишь 6% прироста ННД, однако сами поступления по этому виду доходов выросли на 40% к прошлогоднему уровню. Поступления по налогам на товары и услуги, также обеспечившие 6% прироста ННД, выросли на 19%. НДФЛ увеличился менее существенно (на 14%), но за счет его значительной доли в структуре ННД он обеспечил 17% их прироста.

Рисунок 2. Рост ННД более чем наполовину обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Поступления по налогу на прибыль, как и совокупные доходы в целом, были запланированы субъектами консервативно. Относительно плана данные поступления выросли на 64%2, однако в двух субъектах - в Томской области и в Калмыкии - они оказались ниже запланированного уровня. Остальные субъекты превысили план поступлений по налогу на прибыль, но динамика была неоднородной: диапазон колебаний к первоначальному плану составил от 3% в ЕАО до 227% в Кемеровской области, а к показателям 2020 года - от 4% в Амурской области до 266% в Хакасии. Три субъекта - Чукотский автономный округ, Сахалинская область и Республика Алтай - показали в прошлом году снижение поступлений по налогу на прибыль относительно 2020 года.

Несмотря на значительный разброс по темпам прироста, две трети субъектов увеличили поступления по налогу на прибыль с превышением плана на треть и более. Самыми успешными в этом отношении были те субъекты, в структуре экономики которых значительная доля приходится на металлургию и химическую промышленность.

Профицит неконсолидированных бюджетов субъектов в 2021 году составил 605 млрд руб. С профицитом прошлый год завершили 66 субъектов; почти столько же - 60 субъектов - закончили 2020 год с дефицитом. Совокупный профицит 66 субъектов РФ был равен 777 млрд руб., а перечень субъектов с максимальными бюджетными профицитами не стал неожиданностью (см. рис. 3).

Рисунок 3. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловил максимальные профициты по итогам 2021 года 

Рост поступлений по налогу на прибыль обусловил максимальные профициты по итогам 2021 года

Бюджетный дефицит оставшихся 19 субъектов составил в прошлом году 173 млрд руб., при этом на Москву приходилось 110 млрд руб. В сравнении с результатом 2020 года, когда совокупный дефицит бюджетов субъектов превышал 700 млрд руб., итоги 2021 года оказались лучше на 1,3 трлн руб.

В текущем году дефицит в значительной мере будет покрыт за счет источников, не приводящих к росту долга. На текущий год субъектами запланировано снижение совокупных доходов на 7% относительно показателей за 2021 год (без учета Москвы - на 8%). Снижаться будут как ННД (на 4%), так и безвозмездные поступления (на 15%). Впрочем, размер безвозмездных поступлений во многом зависит от решений Правительства РФ и может увеличиваться в течение года.

Большинство субъектов, ННД которых нетипично выросли в 2021 году, прогнозируют их снижение в 2022-м: это Липецкая область (на 37%), Тюменская, Курская и Вологодская области (на 32, 29 и 25% соответственно), Красноярский край (на 23%), Якутия (на 20%), а также Новгородская и Кемеровская области (на 19 и 18% соответственно). Несколько выделяются из этого списка Республика Мордовия и Сахалинская область, чьи доходы в 2021-м выросли не столь существенно; данные субъекты предполагают снижение ННД в 2022 году на 32 и 19% соответственно.

Рисунок 4. Субъекты не ожидают сохранения тенденции роста ННД

Субъекты не ожидают сохранения тенденции роста ННД

Источник: данные законов о бюджетах субъектов РФ, расчеты АКРА

Субъекты полагают, что по итогам текущего года совокупный дефицит бюджета составит 715 млрд руб. Лишь шесть субъектов запланировали исполнение бюджетов с профицитом в размере 10 млрд руб. в совокупности. Это Омская область с прогнозируемым профицитом 6,5 млрд руб., Республика Карелия и Смоленская область (по 1,1 млрд руб.), а также Томская область, Камчатский край и ЕАО, где ожидаются более скромные профициты в абсолютном выражении. Еще четыре субъекта планируют бездефицитный бюджет: это Ярославская, Тамбовская, и Волгоградская области, а также Республика Марий Эл. Остальные 75 субъектов (с учетом Москвы) завершат 2022 год с совокупным дефицитом в 1,1 трлн руб., на фоне которого профицит шести указанных выше субъектов в 10 млрд руб. окажется незаметным.

Рисунок 5. Субъекты с максимальным дефицитом в абсолютном и относительном выражении

Из 66 субъектов, завершивших прошлый год с профицитом, 36 субъектов запланировали в 2022 году дефицит в размере, который потенциально мог бы быть профинансирован без привлечения заимствований, а лишь за счет собственной ликвидности (если бы профицит в полном объеме мог остаться на счетах субъекта). На рис. 6 разница между планируемым дефицитом и сложившимся профицитом этих субъектов положительна.

Способность исполнять бюджет без дефицита или финансировать дефицит без привлечения долга (коммерческого прежде всего) означает для субъекта возможность соблюсти условия проведенного в 2021 году рефинансирования коммерческого долга. С этой точки зрения максимальным запасом прочности в абсолютном выражении обладают Красноярский край, Краснодарский край, Липецкая, Самарская и Вологодская области, а также Республика Саха (Якутия). Всего же более трети субъектов обеспечили себе в прошлом году существенный запас финансовой устойчивости.

Рисунок 6. У более чем трети субъектов планируемый дефицит (по модулю) меньше профицита прошлого года

Суммарно все субъекты (без учета Москвы) при финансировании дефицитов своих бюджетов на 44% полагаются на источники, не приводящие к изменению размера долга. Среди таких источников основную роль играют остатки на счетах. Нетто-привлечение банковских кредитов (сумма привлечения за вычетом суммы погашений) в 2022 году обеспечит субъектам 33% покрытия планируемых дефицитов, нетто-привлечение облигаций - 18%, а бюджетных кредитов - 5%.

Рисунок 7. В финансировании дефицита текущего года субъекты будут опираться на ликвидность и банковские кредиты

Расходы, отраженные в первоначальных вариантах законов о бюджетах, регулярно исполняются с некоторым превышением: в среднем за последние пять лет данное превышение составило 7%, или 0,7 трлн руб. Однако это согласуется с перевыполнением планов по безвозмездным поступлениям - в среднем на те же 0,7 трлн руб. за последние десять лет, а в относительном выражении - почти наполовину. Хотя год от года ситуация меняется (так, в 2021 году безвозмездные поступления выросли на 1 трлн руб. относительно плана, а расходы - на 1,5 трлн руб.), все же можно говорить о том, что с учетом усреднения перевыполнение плана по расходам обеспечено ростом безвозмездных поступлений. При прочих равных это означает, что в 2022 году субъекты могут исполнить бюджеты с совокупным дефицитом, но достижение заявленного объема в 0,7 трлн руб. (1,1 трлн руб. с учетом Москвы) представляется маловероятным.

Обзор полностью

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Аналитики
Аналитики
Группа исследований и прогнозирования АКРА
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 19 апреля
Нефть Brent
на 18 апреля