Меню

 
 

Бюджетное послание - реальность берет свое

Бюджетное послание президента, представленное на прошлой неделе, похоже, стало сигналом того, что руководство страны осознало невозможность финансирования всех принятых обязательств в условиях радикального замедления экономического роста и возникших проблем с наполнением доходной части бюджета. Возможно, примирению с реальностью способствовало то, что по итогам пяти месяцев произошло номинальное (!) снижение налоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Недобор бюджетных доходов, продолжающийся отток капитала и очередное сокращение объема импорта в мае - всё это говорит о том, что внутренняя экономическая конъюнктура продолжает ухудшаться.

Впервые с начала президентской избирательной кампании в бюджетном послании ясно прозвучало намерение пожертвовать частью расходных обещаний ради финансирования приоритетов. Президент даже допустил возможность увеличения сроков реализации государственной программы вооружений, а значит, и снижения ежегодной нагрузки оборонных расходов на федеральный бюджет. Правда, находясь под давлением военно-промышленного лобби, он предпочел высказать эту мысль в предельно мягкой форме - намекнув, что само Министерство обороны должно выступить с такой инициативой в тех случаях, когда предприятия не готовы выполнить заказ в полной мере. Но, как говорил в свое время президент СССР, "процесс пошёл".

Эксперты давно говорят о том, что профинансировать заявленные приоритеты в образовании, здравоохранении и инфраструктуре невозможно при сохранении ранее заложенной траектории расходов на оборону и правоохранительную деятельность. И также невозможно это сделать без решения проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Довольно существенная часть послания была посвящена реформированию пенсионной системы и созданию пенсионной формулы, что должно привести к сокращению ежегодных трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд. Но никаких конкретных параметров так и не прозвучало, кроме указания на то, что все они должны быть утверждены до конца текущего года. Впрочем, год назад мы уже слышали примерно то же самое.

Неоднократно в послании прозвучала тема экономии бюджетных расходов. При этом президент впрямую сказал о необходимости снижения численности чиновников, но, на наш взгляд, этого сделать не удастся без сокращения контрольно-надзорных функций государства. Снижение численности всевозможных проверяющих позволило бы не только сэкономить бюджетные средства, но и облегчить жизнь предпринимателям. Помимо этого не помешало бы и сокращение численности силовиков, направляющих практически неограниченные ресурсы на проведение бессмысленных проверок некоммерческих организаций и ведение политически мотивированных уголовных дел, однако об этом в послании ничего сказано не было. Что неудивительно - послание ведь бюджетное!

Примечательно, что тема приоритетных расходов в послании ограничивается лаконичным упоминанием указов от 7 мая 2012 года. Это, по нашим ощущениям, означает, что пути реального реформирования образования и здравоохранения (с учетом обязательств по повышению зарплат в этих сферах) пока не определены.

Озвученное решение о предоставлении средств ФНБ и пенсионных накоплений на финансирование инфраструктурных проектов было поддержано и МЭР, для которого бюджетные инвестиции - любимое дитя и единственный рецепт ускорения экономического роста, и Минфином - который готов согласиться с чем угодно, лишь бы не потребовали изменить несущие конструкции бюджета (ограниченный дефицит и бюджетное правило). По нашим оценкам, 1% ВВП дополнительных бюджетных расходов может, в лучшем случае, привести к краткосрочному (в течение года) увеличению темпов экономического роста на 0,7 п.п. Долгосрочных эффектов от таких инвестиций мы не ожидаем, так как, похоже, "окупаемые" инвестиционные проекты будут отобраны не по экономическим, а по политическим соображениям. Первый же пример - скоростная железная дорога "Москва-Казань" - является наглядным тому подтверждением. Опыт прошедшего в прошлом году саммита АТЭС показал, что массированные инвестиции в развитие местной инфраструктуры привели лишь к кратковременному всплеску экономической активности в Приморье, которая затихла практически сразу после завершения саммита.

Самым позитивным для нас моментом, который не вошел в текст послания, но был озвучен днем позже, стало заявление о возможности снижении запланированных темпов роста тарифов естественных монополий, начиная с 2014 года. Мы давно говорим о том, что рост тарифов приводит лишь к перераспределению ресурсов экономики в пользу "Газпрома" и является главным препятствием для снижения потребительской инфляции. Однако заявление министра экономики А.Белоусова о том, что данное предложение было не только согласовано, но и даже обсуждено с "Газпромом", наталкивает нас на мысль о том, что судьба этого решения (о снижении темпов повышения тарифов) может быть примерно такой же, как и судьба аналогичного прошлогоднего решения, когда Минфин грозился изъять три четверти повышения тарифа в бюджет через повышение НДПИ. Тарифы на газ, электроэнергию, транспорт были повышены, а вот НДПИ остался неизменным. Так что радоваться мы пока подождём.

Обзор "Центра развития" НИУ ВШЭ полностью

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Акиндинова Наталья
Акиндинова Наталья
директор
Институт "Центр развития" НИУ ВШЭ
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Сбербанк АО
на 17 апреля
Нефть Brent
на 1 мая
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля