Меню

 
 

Банковское дерегулирование

Банковское дерегулированиеЗдоровье экономики зависит от нормальной работы банковской системы, а нормальная работа банковской системы возможна только в условиях здоровой экономики. Между тем мы до сих пор продолжаем сталкиваться с последствиями финансового кризиса, главными из которых являются высокие уровни долга и низкие темпы роста в крупнейших экономически развитых странах. В последние десять лет немало внимания было уделено ужесточению регулирования банковского сектора, что способствовало "долговой разгрузке" банков и улучшению ими показателей достаточности капитала и ликвидности в рамках требований стандартов Базель 3 (см. очередной доклад БМР о прогрессе перехода банков на стандарты Базель 3). В данный момент крупнейшие национальные банковские системы выглядят намного более подготовленными к потенциальному системному стрессу, причиной которого могут стать финансовые и экономические шоки.

Однако не везде усилия по укреплению банковского сектора были одинаково успешными. Последние политические события в Италии вновь заставили говорить о взаимной зависимости балансов итальянских банков и их вложений в итальянские гособлигации. Процедуры по спасению итальянских банков, проведенные за счет розничных держателей их облигаций (bail-in), вызвали недовольство многих избирателей (см. The Real Cause of the Italian Bank Bailouts and Euro Banking Troubles). Появление предложений коалиционного правительства Италии списать госдолг на 250 млрд евро и реализовать программу фискальной экспансии (что привело бы к нарушению бюджетных правил Евросоюза) спровоцировало резкий рост доходностей итальянских гособлигаций. На протяжении достаточно длительного времени крупнейшим покупателем итальянского госдолга оставался ЕЦБ, и угроза нового европейского долгового и банковского кризиса вполне может вынудить регулятора отказаться от идеи сворачивания программы монетарного стимулирования. Евросоюзу не удалось достичь значительных успехов в части реструктуризации и рекапитализации европейской банковской системы, что, возможно, отчасти объясняет и низкие темпы роста европейской экономики. Из-за проблем с привлечением долларового фондирования европейские банки уже на ранних этапах глобального и европейского финансового кризиса начали сокращать кредитование иностранных контрагентов, и по сей день кредитная активность европейских банков остается низкой.

На данный момент суммарный объем просроченных кредитов в банковской системе еврозоны оценивается в 1 трлн евро, из которых одна треть приходится на итальянские банки.

Индекс банков еврозоны

Индекс банков еврозоны

Источник: Bloomberg

Очистка системы от неработающих кредитов является для регуляторов ключевой задачей, напрямую связанной с необходимостью предотвращения бесконечного "омоложения" кредитных портфелей и образования зомби-корпораций и зомби-банков. Ликвидация активов проблемных банков позволит повысить эффективность банковской системы и "прочистить" каналы финансирования, открыв дорогу для более продуктивного использования ликвидированных активов путем их инвестирования в реальную экономику. После финансового кризиса в Японии, приведшего к обвалу японского фондового рынка в 1989 г., неспособность властей провести реструктуризацию банковской системы страны стала одной из причин "потерянных десятилетий". Проблема еврозоны сейчас заключается в том, что отсутствие банковского союза (не позволяющее остановить процесс "финансовой балканизации") и фискального союза осложняет задачу очистки банковской системы от неработающих кредитов и ее реструктуризации. Европейская комиссия недавно опубликовала доклад и план дальнейших мер по сокращению доли просроченных кредитов, включающий создание компаний по управлению активами, на которые будут переведены проблемные активы банков с целью снижения неопределенности в отношении качества банковских активов. Образование таких компаний может ускорить процесс реструктуризации банков с высоким уровнем проблемных активов, что должно способствовать стабилизации национальных банковских систем стран ЕС и устранению препятствий на пути притока новых кредитов в экономику. Банк Англии разработал ряд мер по ограничению негативных последствий банкротства банков, включая "бэйл-ин", выкуп активов частным сектором, а также создание "бридж-банков" и специализированных структур по управлению активами.

Власти США, напротив, очень быстро начали принимать меры для борьбы с последствиями кризиса 2007–2008 гг. для банковской системы страны. Первый пакет мер, включавший широкие гарантии по банковским счетам и фондам денежного рынка, а также предоставление ликвидности Федрезервом, оказался недостаточным. 3 октября 2008 г. была утверждена американская программа выкупа проблемных активов (TARP) (подробнее о хронологии кризиса см. The Financial Crisis Five Years Later). Инвестиционные программы TARP обеспечили капиталом более 700 банков США, которые, в свою очередь, через кредитование и инвестирование, смогли поддержать экономику страны, включая автомобильную промышленность (реструктуризация GM и Chrysler). К настоящему момент банки уже вернули большую часть средств, предоставленных им Минфином США.

На пике кризиса на банки, принявшие участие в программе TARP, приходилось более 98% всех активов американской банковской системы, а максимальный объем выданных в рамках TARP средств составил 238 млрд долл. Для устранения основных причин кризиса была переработана нормативно-правовая база, в частности, приняты закон Додда-Франка (2010) и правило Волкера, разработанные с целью снижения рисков в финансовой и банковской системе. Эти меры способствовали возобновлению роста кредитования и восстановлению экономики США, которое началось в конце 2009 г. и продолжается до сих пор (на данный момент это один из самых долгих периодов экономического роста со времен Второй мировой войны).

Реформа включала такие меры, как заблаговременная разработка организациями планов выхода из кризисной ситуации, создание уполномоченного органа по ликвидации обанкротившихся организаций и использование процедуры "бэйл-ин". Вопрос о том, насколько эффективными оказались меры, призванные не допустить банкротства крупнейших системообразующих организаций, остается открытым, поскольку в банковской отрасли по-прежнему доминируют крупные банки, и "риск концентрации" очевиден (подробнее см. предложения ФРБ Миннеаполиса). Более циничной точки зрения придерживается политический и финансовый обозреватель Мэтт Тайбби. По его мнению, после "спасения Уолл-стрит" за счет федерального бюджета система стала нуждаться в постоянной господдержке, которая в целом работает на принципах финансовой пирамиды (см. Secrets and Lies of the Bailout).

Интересно, что Палата представителей Конгресса США сегодня голосует по одобренному Сенатом законопроекту, отменяющему ряд положений закона Додда-Франка о реформе финансового сектора. Напомним, это очередной шаг в реализации плана Дональда Трампа по дерегулированию отрасли, хотя стало ли регулирование чрезмерным и обременительным – спорный вопрос. В частности, Трамп намерен освободить региональные и местные банки от наиболее жестких требований закона Додда-Франка, хотя объемы кредитов, выдаваемых местными банками, в последние два года растут в среднем на 8% в год, а задолженность домохозяйств в США находится на рекордно высоком уровне. Ускорить рост кредитования на текущем этапе экономического цикла можно только за счет ослабления стандартов оценки платежеспособности заемщиков, что увеличит риски для финансовой стабильности. Президент ФРБ Кливленда Лоретта Местер в своем выступлении недавно отметила, что "было бы ошибкой сворачивать предпринятые после финансового кризиса меры, которые способствовали повышению устойчивости финансовой системы".

Индекс банков США

Индекс банков США

Источник: Bloomberg

Возможно, несмотря на предпринятые реформы, избежать очередного финансового кризиса не удастся. Но кризисы заложены в самой природе функционирования финансовой системы. По мнению ряда обозревателей, сверхмягкая монетарная политика центробанков – одна из причин раздувания цен на активы и роста финансиализации крупнейших экономик, обремененных чрезмерной долговой нагрузкой и высокой задолженностью по кредитам. Банки играют важнейшую роль в поддержании эффективности реального сектора экономики, а здоровые балансовые показатели – это залог того, что он будет получать постоянный приток инвестиций и демонстрировать высокую производительность.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Маккиннон Нил
Маккиннон Нил
глава подразделения по макроэкономической стратегии
"ВТБ Капитал"
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря