Меню

 
 

Автопром ждет эпоха одинаковых автомобилей

Автопром ждет эпоха одинаковых автомобилейВызванная коронавирусом остановка производств во многих отраслях глобальной экономики хоть и сказалась на финансовом положении большинства компаний, но в то же время дала возможность лучше спрогнозировать, как им необходимо развиваться, какие тренды возобладают на рынках и чего захочет потребитель. Относится это и к автомобильной промышленности, одной из наиболее клиентоориентированных отраслей.

Необходимость создать такой автомобиль, который бы наилучшим образом удовлетворял запросы покупателя и при этом стоил бы разумных денег, а также высокая конкуренция в отрасли - всё это заставляет производителей прыгать выше головы в стремлении создать идеальное предложение. Отсюда и регулярное обновление модельного ряда, и различные сервисы для покупателя, начиная от финансовой поддержки при покупке и заканчивая готовностью производителей забрать старую машину в трейд-ин и продать со скидкой новую. Однако не исключено, что после коронавируса многое в автомобильной промышленности может поменяться из-за изменения потребительских предпочтений.

Таких знаковых для автопрома посткарантинных новшеств в покупательском поведении можно предположить сразу несколько. Давайте рассмотрим возможные сценарии изменения потребностей автолюбителей и то, как это может повлиять на автопром во всем мире. Во-первых, в фокусе внимания, конечно, переход большой части людей во время карантина на удалённую работу. Выяснилось, что это совсем не страшно, и не просто возможно, а удобно и приятно. Работать дистанционно многим понравилось, а близость дивана, плиты и холодильника как будто и не сказалась на производительности. Поэтому многие работники и работодатели, как показывают опросы, предполагают такой формат сохранить и после пандемии. Казалось бы, где автопром и где – "удалёнка"? Но дело в том, что удалённая работа определенно лишила автопром части покупателей, в этом можно не сомневаться, ведь при работе из дома нет нужды каждый день совершать поездки, стоять в пробках, искать свободную парковку, платить за неё и так далее, и тому подобное. Зачем тогда покупать автомобиль? В общем, если тренд к росту дистанционной занятости продолжится, это может кардинально повлиять на уровень спроса.

Во-вторых, пандемия коронавируса и вынужденное сидение дома привели к тому, что пробки на дорогах практически исчезли, а "природа настолько очистилась", что вновь активизировались разговоры об экологии, в частности о необходимости уменьшить вредные выбросы в атмосферу, в том числе и от автомобилей. И часть потребителей, которая раньше сомневалась, стоит ли отказываться от автомобиля, за время карантина приняла это нелёгкое решение. Так количество потенциальных покупателей машин может ещё уменьшиться.

В-третьих, за последние годы поменялась психология потребителей, их отношение к автомобилю в целом и к личному авто в частности. Для многих теперь это не любимая "ласточка", ради которой можно проводить времени в гараже больше, чем с семьёй, а утилитарная вещь - просто механизм, который помогает доехать из пункта А в пункт Б. Почти не осталось какого-то трепетного отношения к автомобилю, которое, скажем, было у автовладельцев лет 40-50 назад, когда он еще не стал "предметом первой необходимости". Теперь он превратился в обыденную вещь, как нечто из бытовой техники, что сегодня дома есть у каждого, и делать из него объект поклонения нет никакого смысла.

Наконец, хоть это и не связано с коронавирусом, за последнее время получили значительное развитие беспилотные технологии. Различные транспортные средства с их применением уже давно испытываются производителями во всем в мире, и через некоторое время они будут доминировать практически везде: в небе, на рельсах, в море и, конечно, на дорогах. Не надо будет учиться водить автомобиль, не будет иметь значения, какая у него "прокладка между рулём и сидением": человек будет садиться на место пассажира, сообщать адрес – и дальше умный механизм доставит его по назначению.

Несомненно, все эти изменения сильно повлияют на работу мировой автомобильной промышленности. Вряд ли она останется прежней, хотя понятно, что мгновенных трансформаций не произойдёт. Рост конкуренции в отрасли и необходимость сокращать расходы заставят производителей меняться, но проблема в том, что у них не так много возможностей для этого. Сейчас у них нет лишнего "жирка" в виде непрофильных активов - это мускулистые спортсмены, которые нацелены на высокую эффективность и постоянную ценовую борьбу за покупателя.

Можно было бы сократить персонал с одновременным повышением уровня автоматизации, но уволить большинство сотрудников не позволят ни власти, ни профсоюзы. Да и уровень развития технологий пока не позволяет сделать полностью "безлюдное" производство автомобилей, которое состоит только из роботов. Отказаться от поставщиков, комплектующих и сэкономить, создавая централизованные производства полного цикла, скорее всего, тоже не получится - мировой опыт показал, что этот способ лишь увеличивает затраты и снижает конкурентоспособность. Хотя нельзя исключать, что круглосуточно работающие 3D-принтеры будут штамповать отдельные детали, но сильно эффективность это не повысит.

На этом фоне наиболее вероятным вариантом уменьшения расходов может стать всеобщая стандартизация и минимальный дизайн автомобилей, по крайней мере, для большинства потребителей. Раз нам нужно всего лишь куда-то доехать (да и то не каждый день, если мы собираемся чаще работать дистанционно), то к чему работать над экстерьером и интерьером автомобиля, совершенствовать его обводы, обтягивать сиденья дорогой кожей, устанавливать сложную аудиосистему? Достаточно будет сделать простой агрегат, который быстро и безопасно перевезёт человека - серийное производство таких автомобилей в масштабах крупных региональных рынков сбыта будет стоить существенно дешевле, чем распространённое сегодня производство разных моделей, да ещё и в разных комплектациях. А в эпоху экономии машины с минимальным дизайном могут получить широкое распространение, стать востребованными у самых разных групп потребителей.

Собственно, движение по такому пути уже началось. Так, в конце мая Renault, Nissan и Mitsubishi объявили о том, что планируют к 2025 году совместно разрабатывать и производить половину своих моделей. Они намерены стандартизировать производства и использовать единые базовые платформы для автомобилей. По оценке участников проекта, такой подход позволит на 40% сократить вложения в разработку моделей. Кроме того, компании поделили рынки между собой: Renault будет "отвечать" за Европу, Южную Америку, Африку и Россию, Nissan - за Японию, США и Китай, а Mitsubishi - за Юго-Восточную Азию и Океанию. О возможности производственных альянсов уже сообщили и другие производители, что может ускорить переход к "минимальному дизайну" в масштабах всей автомобильной промышленности. Возможно, производители будут производить кастомизацию для тех потребителей, кто хочет уникальности - тем самым они могут взять на себя те работы, которые сегодня выполняют тюнинговые компании. Однако глобально пандемия может стать тем самым фактором, который откроет эпоху одинаковых автомобилей.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Баранов Дмитрий
Баранов Дмитрий
ведущий эксперт
УК "Финам Менеджмент"
участник рейтинга
и оцените материал  
1 пользователь оценил материал на 5.
22.06 13:43
Raman:
в эпоху пандемии потребность в авто возрастает. когда ничего не ездит не летает или риск езды в набитом авто, поезде и т.д. - альтернативы авто нет. а то что практичный недорогой -да. хотя всегда будут те кто хочет экслюзив премиум и тд. поживем увидим.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля
Нефть Brent
на 15 сентября
Индекс какой отрасли будет лучшим в 2020 году на Мосбирже?
на 31 декабря