Меню

 
 

Авиаконструкторы на экспорт - Индия

На прошлой неделе появилась информация о двух проектах, которые российский авиапром намерен реализовать совместно с зарубежными коллегами. Что это даст отечественным самолетостроителям?

Первый проект - с Индией - относится к разряду "долго тлеющих". В начале апреля 2000 года КБ Ильюшина начало переговоры с государственной корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) о совместном создании транспортного самолета Ил-214T, а через месяц был подписан протокол о намерениях. Партнеры считали, что при соответствующем финансировании полет первой машины состоится через 3-5 лет. После согласования технического задания (ТЗ) летом 2001 года был подписан протокол о начале совместной разработки Россией и Индией многоцелевого транспортного самолета (Multirole Transport Aircraft - MTA).

Авиаконструкторы на экспорт - Индия
Спустя три года, в июне 2004 года было подписано соглашение о разработке в рамках программы МТА самолета Ил-214. Основным изменением в ТЗ было увеличение полезной нагрузки - она выросла с 15-ти до 20-ти тонн. Были увеличены также размеры грузовой кабины и максимальная взлетная масса.

В ноябре 2007 года появилось межправительственное соглашение о полномасштабной разработке военно-транспортного самолета (ВТС). Общая стоимость проекта оценивалась в $600 млн. Правительство Индии намеревалось инвестировать в программу $300 млн через Hindustan Aeronautics Ltd. Вкладом России, которую представляли "Рособоронэкспорт", Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО) и КБ Ильюшина, предполагалась интеллектуальная собственность. По другим данным, в Дели настаивали на паритетном финансировании, однако российская сторона с этим не соглашалась.

В марте 2008 года ИАПО объявило о выходе из программы - компания намеревалась сосредоточить свои усилия на разработке пассажирского самолета МС-21. Руководство HAL заявило, что это внутреннее дело России, однако, по неофициальным данным, вело поиск инвесторов в третьих странах. Индия намеревалась начать перевооружение своей транспортной авиации (основу ее парка составляют Ан-32) в 2013 году, а разногласия с партнерами ставили эти планы под угрозу.

Задержка разработки МТА привела с фактическому срыву перевооружения индийской военно-транспортной авиации (ВТА). В 2009 году было заключено соглашение с АНТК "Антонов" о модернизации эксплуатируемых ВВС Индии самолетов Ан-32. Стоимость контракта составила $400 млн.

Очередная подвижка в программе MTA произошла в 2010 году. Однако она снова оказалась "бумажной": было создано совместное предприятие Multirole Transport Aircraft Ltd с уставным капиталом $600 млн. Индийским соучредителем выступила все та же корпорация HAL, российскими - управляющая компания "ОАК-Транспортные самолеты" и "Рособоронэкспорта". Акции делились между учредителями в пропорции 50:25:25.

На полтора года все стихло, и вот появился новый договор. 28 мая состоялось подписание генерального контракта между компаниями ОАО "ОАК-Транспортные самолеты", Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Multirole Transport Aircraft Ltd.(MTAL). Содержание контракта не разглашается. Однако предположим, что на этот раз речь идет не об очередной декларации, а о реальном проектировании. Тогда сразу возникает вопрос: а в состоянии ли Россия выполнить свои обязательства?

В нашей стране разработчиком ВТС было КБ Ильюшина (этой темой занималось еще и КБ Антонова, но оно нынче является зарубежным). Ил-76 совершил первый полет в 1971 году. Машина оказалась удачной, однако с тех пор КБ занималось только модификацией "семьдесят шестого".

Развал российской экономики и российского авиапрома тяжело отразился на состоянии КБ Ильюшина. Ильюшинцы выживали в основном за счет продления ресурса все того же Ил-76, а также за счет сдачи площадей под офисы. Настоящей работы для конструкторов не было, поэтому многие специалисты перешли в "Гражданские самолеты Сухого" и работали над созданием регионального самолета SSJ. Это привело к тому, что КБ Ильюшина фактически стало "недееспособным" как проектная организация.

Например, реализация программы создания легкого ВТС Ил-112В (он должен был заменить долетывающие ресурс Ан-26) была сорвана во многом именно по вине КБ. Первый полет нового "грузовика" был запланирован на 2006 год, а годом позже самолеты должны были начать поступать в строй ВВС РФ. Однако сроки постоянно сдвигались вправо, а в начале 2008 года генеральный директор Авиационного комплекса (АК) имени Ильюшина Виктор Ливанов заявил, что для разработки конструкторской документации у него нет нужного количества специалистов.

Создание военно-транспортного самолета имеет свою специфику, поэтому трудно надеяться, что его смогут спроектировать специалисты, пусть даже имеющие опыт разработки пассажирских лайнеров. Если бы совместный российско-индийский проект начали реализовывать - как собирались - десять лет назад, опытных конструкторов "грузовиков" в то время еще можно было найти.

По причине отсутствия квалифицированных специалистов разработка MTA превратилась в такой же "долгострой", как и модернизация для индийского флота авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывш. "Адмирал Горшков"). Но там Индия уже никуда не денется - слишком много денег уже вложено в программу, и ее нужно завершать. С МТА все иначе: затраты на начальной стадии разработки невелики, поэтому индийские партнеры в любой момент могут сказать "спасибо, дальше не надо", и поискать другого "соисполнителя".

В качестве такового может выступить, например, компания Embraer. Бразильцы сейчас реализуют проект транспортного самолета КС-390. Эта машина грузоподъемностью 23,6 тонны находится в одном классе с МТА. Интересно, что руководство Embraer в свое время обращалось и к России, и к Индии с предложением поучаствовать в программе - хотя бы на уровне консультаций. Однако российская сторона ответила решительным "Нет!", а индийцы решили не ссориться с большим северным партнером.

В настоящее время КБ Ильюшина в основном занимается проектом Ил-76-90А (известен также как Ил-476). При переносе его производства с Ташкентского авиационно-промышленного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ) на ульяновский завод "Авиастар" машина была серьезно модернизирована и нуждается в постоянном внимании конструкторов. Нет сомнений, что будет реанимирована программа Ил-112, - в противном случае российские военные останутся без "легких грузовиков". Появилась информация о планах переноса в Россию производства другого самолета, выпускавшегося в Узбекистане, - турбовинтового Ил-112. Машина такого класса тоже очень нужна отечественным авиакомпаниям на замену неприхотливому Ан-24.

КБ Ильюшина явно не хватит сил на несколько тем. Представляется целесообразным не гнаться за количеством, а сосредоточить все усилия на одной программе, а потом уже заниматься другими. Если говорить о российско-индийском проекте МТА, то ничего, кроме очередного конфуза, при существующей политике распыления сил из него не получится.

Второй совместный проект - российско-китайская программа создания дальнемагистрального пассажирского самолета. Это тоже "объемная" тема, поэтому ее рассмотрение требует отдельной публикации. Подробности в статье "Авиаконструкторы на экспорт - Китай".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
07.06 17:22
vasgorin29:
Вот уже пошёл 21 год "реформ" начатых "синяком обкомовским" и продолженных "мочильщиком сортирным" с тем же результатом-развалом и стагнацией, в лучшем случае,всего и вся...К чему бы не прикоснулась рука "реформаторов",всё идёт прахом...Исключительно удачно, но только для власть имущих,удалось вывести в оффшоры около трёх трлн.долларов в экономики западного полушария,вконец истощив собственную,у которой нет средств для собственного воспроизводства...В Лондоне появилась диаспора новых русских дъяволов-олигархов,ведущих колониальный бизнес уровня 18 века в собственной стране,в то время как их семьи и все родственники живут,получают образование в нормальном,цивилизованном обществе...Россия превращена в корпоративную,коррумпированную,закрытую,очень опасную,малопредсказуемую страну где нет места честной,справедливой,конкурентноспособной экономике-"мочильщик сортирный" сделал больше для падения России,чем госдепартамент США...Он прямой агент влияния сил,которые спят и видят гибель нашей Родины...
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря