Меню

 
 

"Аэрофлот" поглощает несостоявшегося конкурента

Авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии" будут объединены "под крылом" крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлота". Сегодня премьер-министр Владимир Путин согласился с предложением Минтранса акционировать в 2010 году ГТК "Россия", "Кавминводы-авиа", "Оренбургские авиалинии", а затем вместе с "Владивосток-авиа", "Саратовскими авиалиниями" и "Сахалинскими авиатрассами" объединить их с "Аэрофлотом".

Аэрофлот поглощает несостоявшегося конкурента
Таким образом, одобренные сегодня Владимиром Путиным планы Минтранса ставят точку в истории нереализованных планов создания авиатранспортного холдинга на базе "Ростехнологий". Судьба этих активов была совсем непростой. "Ростехнологии", получившие в управление госпакеты авиакомпаний, хотели создать крупнейшего в РФ авиаперевозчика под условным названием "Росавиа" - конкурента "Аэрофлоту". За основу предполагалось взять ныне обанкротившихся перевозчиков альянса AiRUnion - "Красноярские авиалинии", ДАЛ, "Самара", "Омскавиа". Именно из-за их банкротства концепция поменялась, и "Ростехнологии" решили сделать ставку на союз с ГТК "Россия" и принадлежащей правительству Москвы авиакомпанией "Атлант-Союз". Но договоренностей со столичными чиновниками достичь не удалось.

Затем возникла идея слияния с "Аэрофлотом". В качестве альтернативы "Ростехнологии" предложили вариант объединения их активов с третьей по объему перевозок в РФ авиакомпанией "Сибирь" (S7) Натальи и Владислава Филевых. Этот вариант, видимо, не был поддержан правительством. "Сибирь" также находится сейчас не в лучшем финансовом положении. В январе 2010 года она перевела свой контрольный пакет из-под залога в государственном "Сбербанке" в залог "Альфа-Банка", выдавшего компании кредит на 8,9 млрд рублей. Аналитики уже тогда считали, что это могло свидетельствовать об утрате интереса к компании со стороны госструктур.

В "Аэрофлоте" между тем уже нашли способ поглощения активов "Ростехнологий" - на прошлой неделе совет директоров авиакомпании одобрил схему покупки 25,8% своих акций у частного акционера - Александра Лебедева - примерно за $400 млн. Аналитики предполагают, что выкупленный пакет и будет использоваться для объединения новых активов.

Самой крупной из поглощаемых "Аэрофлотом" компаний является ГТК "Россия". В течение 2010 года она должна быть акционирована, при этом регистрацию акционерного общества и оптимизацию персонала компании планируется провести при помощи губернатора Санкт-Петербурга. "Это большая работа, и мы ее должны провести вместе", - отметил Левитин. Положение этой компании обременено долгами. Как сообщал ранее первый замгендиректора ГТК "Россия" Максим Нилов, значительная часть общей долговой нагрузки приходится на дебиторскую задолженность, с вычетом которой долг авиакомпании составляет около 3,5 млрд рублей. Большая часть долга приходится на платежи за керосин перед топливозаправочной компанией "Совэкс" и долги за услуги аэропорта "Пулково".

Как убеждают чиновники, такое укрупнение "Аэрофлота", который и так является крупнейшим российским авиаперевозчиком, не приведет к монополизации рынка. Левитин объяснил, что беспокоиться на этот счет не стоит - "Аэрофлот" в основном занимается международными перевозками, а на внутреннем рынке контролирует долю в 15%. В случае присоединения компаний, управляемых "Ростехнологиями", его доля на внутреннем рынке вырастет до 30%-35%, то есть до монополии будет далеко. Помимо "Аэрофлота" крупными игроками на рынке останутся "Сибирь", "ЮТэйр" и "Трансаэро".

В ближайшее время "Аэрофлот" проведет оценку переходящих под его управление активов, "чтобы выяснить их рыночные позиции и финансовое состояние", сообщил представитель компании Олег Михайлов. По результатам этой оценки будет выработана схема объединения активов, добавил он.

Аналитики пока затрудняются с выводами о том, как отразится объединение авиаактивов "Ростехнологий" на оценке "Аэрофлота". Это связано с отсутствием данных по присоединяемым компаниям, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения. Однако эксперты сходятся во мнении, что новые активы позволят "Аэрофлоту" провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке. "Безусловный плюс для "Аэрофлота" - расширение маршрутной сети в Сибири и на Дальнем Востоке, а также получение готового хаба на Дальнем Востоке, где компания может "забазировать" собственные лайнеры, совершающие полеты в страны Юго-Восточной Азии", - отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

Минусом для "Аэрофлота" в этой ситуации является увеличение долга и отвлечение ресурсов на реструктуризацию бизнеса объединяемых авиакомпаний. "Но в рамках крупной контролируемой государством компании проблема долга и привлечения финансирования сможет решаться более эффективно", - считает Денис Дёмин, заместитель управляющего директора ИК "Ленмонтажстрой". "Государство все более явно переходит от модели управляемой конкуренции госкомпаний к стратегии создания "национальных чемпионов" в различных отраслях. "Аэрофлот" закрепляет свое лидерство в секторе, что может получить хорошую оценку со стороны участников фондового рынка", - добавляет эксперт. Стоит отметить, что сегодня акции перевозчика не отреагировали на появившуюся информацию и завершили день в плюсе на 0,9% при росте индекса ММВБ на 1,34%. Добавим, что согласно последней отчетности, чистая прибыль группы компаний "Аэрофлот" за девять месяцев 2009 года по МСФО составила $170,4 млн, что на 20,7% выше аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 года.

Рейтинг событий, влияющих на российский рынок

Событие Рейтинг  Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках С
Макроэкономическая ситуация в CША D
Макроэкономическая ситуация в России B
ПОЛИТИКА
Подписание нового договора о СНВ может состояться в марте-апреле D
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть С
Уровень мировых цен на металлы В
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Чистая прибыль "Группы ЛСР" по РСБУ за 2009 г. снизилась на 2,3% до 6 млрд р.D
"Северсталь" по итогам 2009 г. снизила производство стали на 13% до 16,7 млн тоннD
В. Путин согласовал план слияния авиаактивов "Ростехнологий" с "Аэрофлотом" С

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события, имеющие рейтинг D по нашей шкале, оказывают слабое влияние.
  2. В разделах "Макроэкономика" и "Сырьевые рынки" в столбце 2 в скобках может быть указан рейтинг предыдущего дня.
  3. Стрелка "вниз" в столбце 3 указывает на вероятное негативное влияние на рынок, стрелка "вверх" - положительное/нейтральное.

Инвестиционный фон - умеренно позитивный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 29 декабря
Нефть Brent
на 28 декабря
Сбербанк АО
на 29 декабря