• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

"Аэрофлот" откажется от "Владивосток Авиа"?

Похоже, что ведущий российский авиаперевозчик может отказаться от интеграции в свой состав компании из Владивостока. Планы создания "государственного монстра авиаперевозок" в очередной раз могут быть скорректированы в сторону уменьшения.

'Аэрофлот' откажется от 'Владивосток Авиа'?
Немного истории. В 2008 году государственная корпорация "Ростехнологии" и правительство Москвы договорились о создании крупной авиакомпании, способной составить конкуренцию "Аэрофлоту". Ее основу должны были составить "обломки" AiRUnion и "Атлант-Союз". В дальнейшем планировалось присоединение к "Росавиа" (такое имя получило детище Чемизова и Лужкова) ряда компаний, контрольный пакет которых принадлежал государству.

Авиационные специалисты сразу оценили эту затею скептически. В частности, возглавлявший тогда "Аэрофлот" Валерий Окулов назвал гипотетического второго национального авиаперевозчика "пузырем авиационного рынка".

И, действительно, ничего из чиновно-авиационных игр не вышло. Участники проекта так и не смогли договориться, а сумма долгов планируемых к объединению авиакомпаний оказалась слишком велика. В конце 2009 года Минтранс предложил передать все активы компании "Росавиа" ее предполагаемому конкуренту "Аэрофлоту". В феврале следующего года этот план получил "высочайшее одобрение". Вместо создания конкурента российскому авиаперевозчику №1 решено было увеличить этого перевозчика до размеров монструозных.

Стратегический план АФЛ, утвержденный дирекцией компании в июле 2011 года, предусматривал включение в группу компаний "Аэрофлот" шести перевозчиков: ГТК "Россия" (от "Ростехнологий" АФЛ получил 75% минус одна акция), "Владивосток Авиа" (52%), "Оренбургские авиалинии" (100%), "Сахалинские авиатрассы" (САТ - 100%), "Кавминводыавиа" (КМВ) и "Саратовские авиалинии" (51%).

Планировалось создание двух крупных региональных перевозчиков. Один, который должен был работать в основном на юге европейской части страны, виделся на базе "Донавиа" (полностью принадлежит АФЛ с 2007 года), КМВ и компании из Саратова. Второй перевозчик - дальневосточный - должен был объединить активы "Владивосток Авиа" и САТ.

Планы руководства группы компаний "Аэрофлот" предусматривали, что петербургская "Россия" сохранит свой статус, а оренбургских авиаторов переведут на обслуживание чартерных рейсов. Кроме того, в составе АФЛ должен был появиться лоу-костер, использующий сертификат "Саратовских авиалиний".

Планам этим сбыться было не суждено. Первым затрещал "южно-российский альянс". Авиакомпания КМВ в сентябре прошлого года потеряла лицензию и прекратила свою деятельность. В начале текущего года руководство АФЛ объявило о продаже акций "Саратовских авиалиний", поскольку "уровень и структура бизнеса" регионального перевозчика "не вписываются в планы "Аэрофлота" по глобализации".

Еще через две недели появились сигналы о том, что дальневосточное объединение тоже может не состояться. Появилась неофициальная информация, что "Сахалинские авиатрассы" будут проданы местной администрации. Впрочем, островная компания российского гиганта авиаперевозок не особенно и интересовала.

Что касается "Владивосток Авиа", то компания имеет серьезные финансовые проблемы. По результатам трех кварталов прошлого года компания имела убыток в размере 834,7 млн руб., а по итогам года он вырос до 1,1 млрд руб. В 2010 г. потери "Владивосток Авиа" составили 957,2 млн руб.

"Владивосток Авиа" нарушает сроки платежей за лизинг воздушных судов (ВС) и в результате может потерять значительную часть своего парка. В частности, претензии к авиакомпании предъявляет "Ильюшин Финанс" (ИФК) и американская корпорация International Lease Finance (ILFC). И если с соотечественниками дальневосточникам наверняка удастся договориться, то конфликт с ILFC чреват потерей пяти самолетов Airbus. Оставшихся Ту-204-300 и Boeing’ов не хватит, чтобы полностью закрыть расписание.

Впрочем, для "Аэрофлота" это не было новостью. После проведенного в сентябре прошлого года аудита шести компаний, которые должны присоединиться к ведущему российскому авиаперевозчику, выяснилось, что их суммарный долг составляет около $800 млн. Из этой суммы треть ($260 млн) приходится на обязательства по финансовому лизингу.

Тем не менее, в середине февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ сообщила, что одобрила ходатайство ОАО "Аэрофлот" о консолидации 100% акций ОАО "Владивосток Авиа". Получается, что тяжелое финансовое положение дальневосточного перевозчика не испугало команду Виталия Савельева.

Однако остальные владельцы "Владивосток Авиа" продавать свои акции не пожелали. По словам заместителя гендиректора "Аэрофлота" Шамиля Курмашова, на конец января договоренность об этой сделке достигнута не была.

Намеченное на февраль текущего года собрание акционеров "Владивосток Авиа", которое должно было выбрать новый совет директоров и тем самым узаконить переход компании под управленческий контроль "Аэрофлота", было отменено. О новых сроках проведения собрания ничего не сообщают ни в Москве (февральское мероприятие инициировал именно АФЛ), ни во Владивостоке.

О том, что планы консолидации дальневосточных авиационных активов под эгидой "Аэрофлота" остаются в силе, заявил в середине марта полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. При этом полпред, кроме авиакомпаний из Владивостока и с Сахалина, упомянул и Якутию. О планах включения авиакомпании "Якутия" в состав "Аэрофлота" ранее не сообщалось. Так что заявление Виктора Ишаева не производит впечатления достоверного.

Примечательно, что прошедшее на прошлой неделе заседание совета директоров ОАО "Аэрофлот" утвердило участие в капиталах компаний из "комплекта Чемезова". Однако это касается только "России", "Оренбургских авиалиний" и САТ. Про "Владивосток Авиа" в пресс-релизе АФЛ ничего не говорится.

Собственно, изначально было ясно, что единственное, что может интересовать "Аэрофлот" в активах "Владивосток Авиа" - маршрутная сеть дальневосточной компании. Если быть точным, то международная часть этой сети. Сам перевозчик с его долгами, слабым парком (в собственности компании находятся только три Як-40 и несколько вертолетов Ми-8) и неуступчивыми акционерами-миноритариями, команде Савельева ничего, кроме головной боли, не сулит.

Поэтому одним из наиболее вероятных сценариев может быть такой. В ходе "начавшейся консолидации" АФЛ переведет под свой контроль наиболее интересные маршруты (владивостокцы летают, в частности, в индонезийский Денпасар, Пекин, Харбин и Ташкент). Кроме того, в Москву попытаются перетянуть часть летного состава дальневосточной компании - хроническая нехватка пилотов уже создает "Аэрофлоту" проблемы. "Все остальное" руководство АФЛ вполне может оставить миноритариям - даже уступив им свой пакет акций за символическую цену.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
11.04 22:12
oken-1:
диверсанты меньше вреда принесут чем банда бездарей из Ростехнологии
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря