• Про рынок
  • Брокерские услуги
  • Банк
  • Управление активами
  • Форекс
  • Обучение
  • О компании

Меню

 
 

"Аэрофлот" - игра в активность

Вторая половина июля ознаменовались повышенной информационной активностью "Аэрофлота". 18 июля его глава Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным заявил о планах компании увеличить объем закупок самолетов российского производства. Два дня спустя ведущий российский авиаперевозчик сообщил о снижении цен на маршрутах, соединяющих столицу с крупными сибирскими городами. Практически одновременно произошла "утечка информации" об успешных переговорах "Аэрофлота" с корпорацией "Российские технологии". Предмет переговоров - лизинг полусотни самолетов Boeing 737NG, разрешение на приобретение которых госкорпорация получила в прошлом году. "Цена вопроса" - два-два с половиной миллиарда долларов.

Еще через три дня был поднят вопрос о государственном финансировании подготовки пилотов для "Аэрофлота". Наконец, 26-го числа в СМИ появилась информация о том, что АФЛ просит власти изменить порядок предоставления российским авиакомпаниям возможности работать на международных маршрутах. Чем же обусловлена столь высокая активность "Аэрофлота" ?

Аэрофлот

Версия первая: это следствие изменений в составе совета директоров авиакомпании. Действительно, 30 июня акционеры ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" избрали обновленный совет директоров, который 13 июля возглавил "независимый" руководитель - Кирилл Андросов.

Однако "оперативно-тактическая" политика компании находится в руках топ-менеджеров, состав которых не изменился, а совет директоров решает лишь стратегические вопросы. Да и эти решения достаточно формальны. Например, наконец-то составленный план развития АФЛ до 2020 года "директорат" лишь утвердил, а составляли его все те же "управленцы".

Версия вторая: активность "Аэрофлота" связана с намерением властей приватизировать компанию. О том, что правительство РФ может выставить на продажу контрольный пакет акций крупнейшего авиаперевозчика страны, в конце июня заявил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, "Аэрофлот" может войти в расширенный план приватизации, реализация которого намечена на ближайшие 3-5 лет. Это подразумевает, что "может и не войти". Неясен также механизм продажи акций ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", принадлежащих государству. Они могут быть "выложены" на биржу, а могут быть переданы стратегическому инвестору. В любом случае, "окончательная" приватизация АФЛ пока выглядит лишь туманным намерением, а то и риторикой властей. Какая либо реакция на это, по всем логическим и бюрократическим законам, является преждевременной.

Остается последняя, третья версия - "Аэрофлот" стремится компенсировать возможную потерю платежей, поступающих от иностранных авиакомпаний. Практика получения этих платежей восходит еще к временам СССР, когда "Аэрофлот" был единственным авиаперевозчиком страны. Примерно треть из них формируется за счет разницы в количестве рейсов, выполняемых АФЛ и зарубежными авиакомпаниями по определенным международным маршрутам. Кроме того, существуют договоры между "Аэрофлотом" и зарубежными перевозчиками, по которым российская компания получает часть доходов с маршрутов, проходящих над территорией России (речь идет о "транссибирской воздушной магистрали"). Эти платежи получили неофициальное наименование "пролетные". По некоторым данным, такие соглашения "Аэрофлот" имеет с двумя-тремя десятками коллег из Европы и Азии.

Отказ от "пролетных" был одним из основных программных заявлений Виталия Савельева после назначения его генеральным директором "Аэрофлота" в апреле 2009 года. Новый глава авиакомпании говорил, что без учета этих платежей она уже шесть лет является убыточной, и что эту практику нужно поломать.

Размер платежей, поступающих в бюджет "Аэрофлота" по договорам с зарубежными авиакомпаниями, традиционно не раскрывается. Только однажды, два года назад, в руки журналистов попал отчет аудиторской компании. В нем говорилось, что в 2008 году "Аэрофлот" получил от иностранных авиакомпаний более 11 млрд руб. Из них 7,8 млрд руб. было выплачено по соглашениям о "разделе доходов". Еще 3,3 млрд руб. поступило в виде компенсации за разницу в частоте полетов. При этом чистая прибыль компании за 2008 год по РСБУ составила 5,8 млрд руб.

Раскрытие информации по этим платежам было первым шагом, обещанным Виталием Савельевым на пути отказа от "пролетных". Однако пока все остается по-прежнему. Ни в отчете по МСФО, который "Аэрофлот" публикует на своем сайте, ни в кратком отчете по РСБУ размер платежей, поступивших от иностранных авиакомпаний, не оглашается.

Попробуем все же выяснить, в каких графах финансового отчета "Аэрофлота" отражены эти таинственные платежи. В отчете по МСФО за 2008 год средний курс доллара принят равным 24,86 руб. Тогда указанная выше общая сумма платежей в размере 11,16 млрд. руб. составляет $448,5 млн. Достаточно близко к этой цифре стоит показатель "Выручка по соглашениям с авиакомпаниями" - $477,1 млн. Разницу можно отнести на счет так называемых код-шеринговых соглашений.

С учетом этого допущения можно принять, что платежи от иностранных компаний за использование российских авиатрасс и за "дисбаланс" частоты рейсов в 2008 году составили примерно 95% от показателя "Выручка по соглашениям с авиакомпаниями". При этом по соглашениям о "разделе доходов" поступило 67%, а в виде компенсации за разницу в частоте полетов - 28% от указанного показателя.

Согласно отчетам АФЛ, в 2009 году по статье "Соглашения с авиакомпаниями" было получено $388,2 млн, а в 2010 году - $404,3 млн. Если считать, что соотношения 2008 года сохранились, получается, что "пролетные" в эти годы составили $260-270 млн. При этом прибыль "Аэрофлота" в 2009 году не дошла до отметки $86 млн, а в 2010 году лишь немного превысила $253 млн.

Очевидно, что отказ от "пролетных" сделает нашего ведущего авиаперевозчика убыточным не только фактически, но и формально. Между тем, в деньгах "Аэрофлот" сейчас нуждается особенно остро. Дело в том, что концу этого года можно ожидать начала полномасштабной интеграции в состав АФЛ авиакомпаний, собранных "Ростехнологиями". Реструктурированный холдинг кроме, собственно, "Аэрофлота" будет включать в свой состав еще пять авиакомпаний. Будут созданы два крупных региональных перевозчика: один - на базе "Донавиа", "Кавминводыавиа" и "Саратовских авиалиний", во второй войдут активы "Владивосток Авиа" и "Сахалинских авиатрасс". ГТК "Россия" сохранит свой статус, "Оренбургские авиалинии" будут преобразованы в чартерную авиакомпанию, а сертификат "Саратовских авиалиний" получит вновь образуемый бюджетный перевозчик.

Столь масштабная реструктуризация потребует больших затрат. Скорее всего, часть средств на создание авиационного холдинга будет выделено из бюджета. Однако не слишком приятную ситуацию с эффективностью компании это не исправит. Поэтому руководству "Аэрофлота" очень нужно если не сохранить существующие источники доходов (те самые "пролетные"), то хотя бы найти им компенсацию.

Сделать это "типичным российским менеджерам", к которым относится Виталий Савельев, проще всего, используя административный ресурс. Однако, прежде чем у власти что-то попросить, ей нужно что-то продемонстрировать. Именно это и исполнил глава "Аэрофлота" на встрече с Владимиром Путиным. Обещание "разбавить" парк "Аэрофлота" самолетами российского производства должно свидетельствовать о всемерной поддержке перевозчиком госпрограммы развития авиапрома. Не секрет, что долгое время в Шереметьево смотрели на отечественные машины, как на обузу, и всячески от них "дистанцировались".

При встрече Савельев не преминул сообщить премьеру, что до конца года АФЛ рассчитывает получить еще десяток SSJ 100. Однако производство компании "Гражданские самолеты Сухого" в лучшем случае сможет выпустить в эти сроки 4-5 машин. Получается, что слова Савельева - это либо некомпетентность, либо прямая ложь. Но чего не бывает в бюрократических играх...

Снижение цен на ряде маршрутов должно продемонстрировать социальную политику "Аэрофлота". Определенное политическое значение имеет и сделка с покупкой Boeing’ов у "Ростехнологий". Сергей Чемезов был одним из инициаторов отбора у АФЛ "пролетных". Правда, тогда речь шла о передаче части платежей создаваемой госкорпорацией авиакомпании "Росавиа". Но ссориться с Чемезовым главе "Аэрофлота" в любом случае не резон.

После таких демонстраций уже можно было с чистой совестью и денег просить. Государственное финансирование начальной подготовки пилотов в Ульяновском училище гражданской позволит "Аэрофлоту" с минимальными затратами решить проблему нехватки пилотов - а она стоит остро, и обещает в ближайшее время стать еще тяжелее. Очень значимым для "Аэрофлота" является и распределение среди российских перевозчиков допусков на международные маршруты. Этот вид деятельности является самым доходным для авиакомпаний, а вот внутренние рейсы приносят прибыль далеко не всегда. Основной мишенью Савельева в данном случае является "Трансаэро". Эта компания обладает в полтора раза парком, чем АФЛ (97 и 65 бортов соответственно). При этом количество маршрутов и стран, в которые летают эти два перевозчика, сопоставимы. "Аэрофлот" имеет 110 маршрутов в 48 стран мира, у "Трансаэро" - 101 маршрут и 38 стран.

Гендиректор АФЛ просит выдавать допуски на международные рейсы в зависимости, в частности, от среднего возраста парка. С учетом того, что в "Аэрофлоте" этот показатель составляет 5 лет, а в "Трансаэро" - 16-17 лет, картина вырисовывается ясная. Другие предлагаемые критерии: размер налогов, развитость маршрутной сети и объем перевозок - позволят отсечь от международного "пирога" другие российские авиакомпании. При этом Савельев ссылается на некий "международный опыт" распределения маршрутов по перевозчикам. Это тоже, мягко говоря, не соответствует истине - за рубежом государственное регулирование международных авиаперевозок куда слабее российского, а в ряде регионов отсутствует совсем.

По всему выходит, что наметившаяся публичная активность "Аэрофлота" призвана, в первую очередь, защитить его топ-менеджмент. Фактическая убыточность ведущего российского авиаперевозчика свидетельствует, что его управление не слишком эффективно. Если в графе "Прибыль" финансового отчета АФЛ появятся цифры в скобках (так обозначаются отрицательные величины показателя), то это может стать причиной очередной смены руководства компании.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Захаров Алексей
Захаров Алексей
руководитель проекта
Finam.Aero
участник рейтинга
и оцените материал  
Ваша оценка будет первой!
В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 августа
Курс доллара к рублю
на 31 июля
Курс доллара к рублю
на 28 декабря