Скрыть
Пример: +79031234567

Меню

Новости компании

ЗОНА ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА (РБК +)

?

 



Автор: Лоссан Алексей

Современные аэропорты перестают быть просто транспортным объектом, они становятся точкой притяжения для деловой активности. Вокруг них и на пути к ним формируются качественно новые городские центры.

Точки роста

Аэропорт сам по себе похож на маленький город с точками продажи товаров и питания, сервисами и услугами, зонами отдыха. Но работа этого транспортного узла дает жизнь бизнесу не только внутри зон вылета и прилета, но и на много километров вокруг. По словам инвестиционного менеджера компании "Открытие Брокер" Тимура Нигматуллина, согласно общемировым трендам урбанизации развитие мегаполисов и близлежащих аэропортов способствует интенсификации развития прилегающих территорий, особенно транспортной инфраструктуры.

"В результате появления крупных аэропортов прилегающие к ним населенные пункты трансформируются в качественно новые городские образования: появляются так называемые урбанизированные поселения - аэрополисы, хозяйствующие субъекты которых начинают заниматься видами деятельности, ранее не свойственными этим поселениям, например высокотехнологичным производством и услугами", - говорит доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Казанцева. В таких местах, по ее словам, развивается рынок жилья, а вслед за ним появляется спрос в сферах обслуживания и развлечений, и все это аккумулируется вокруг крупного транспортного узла, центром которого выступает аэропорт.

"Окрестности, прилегающие к аэропорту, становятся центрами экономического притяжения. Вокруг них концентрируется логистика, коммерция, медицина и даже образование: предоставляются образовательные услуги для клиентов из отдаленных регионов. Транспортная структура, связанная с аэропортом, начинает работать во взаимодействии и конкуренции, формируя предложение на рынке", - говорит Светлана Казанцева. По ее словам, аэропорт и прилагающие к нему территории, на которых аккумулируется бизнес, в мировой практике создают зону концентрации высокооплачиваемых рабочих мест с высококвалифицированными специалистами.

"Разрастание территорий мегаполисов и аэропортов безусловно положительно влияет на развитие логистический инфраструктуры локальных территорий. Более того, создается так называемая "мультимодальность" в системе логистических артерий", - говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В целом мультимодальность означает возможность и способность одновременно работать с разными партнерами на любых транспортных платформах.

Впрочем, если говорить о России, то, по мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Евгения Миронюка, есть существенное отличие в логистике вокруг Московского авиационного узла (МАУ) и региональных авиаузлов. В регионах связующим звеном между аэропортом и близлежащими населенными пунктами обычно является единственная хорошо оборудованная автомобильная трасса. В редких случаях существует скоростное железнодорожное сообщение по аналогии с московским аэроэкспрессом. "В Московском авиаузле, помимо развития оборудованных для безостановочного движения автотранспорта трасс, каждый из трех основных аэропортов соединен с центром Москвы аэроэкспрессом, также оборудованы подъезды с близлежащих магистралей", - объясняет Евгений Миронюк.

Новые остановки

Москва и Московская область, впрочем, все еще нуждаются в появлении новых точек роста, связанных с жизнью аэропорта, но не обязательно находящихся в непосредственной близости: пассажиропоток увеличивается и нужны новые логистические решения. Как отмечает эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев, добираться в ключевые пересадочные узлы, вынесенные за пределы городской черты, через центр мегаполиса становится все труднее. Новые способы могут включать в себя строительство транспортно-пересадочных узлов на пересечениях основных транспортных магистралей, а также развитие скоростного транспорта, идущего через центр и (или) ключевые транспортно-пересадочные узлы. Одним из подобных решений является аэроэкспресс. Помимо традиционных рейсов из центра города в аэропорты, которые выполняет компания, в ноябре 2019 года маршрут шереметьевских аэроэкспрессов был продлен до города Одинцово. "Москва и Московская область - динамично развивающаяся агломерация. Обеспечение жителей прилегающих территорий качественным общественным транспортом, в том числе надежным трансфером в аэропорт - один из ключевых факторов, повышающих привлекательность района как для жизни, так и для деловой активности, - отмечает генеральный директор компании "Аэроэкспресс" Алина Бисембаева. - Организация сквозного движения аэроэкспресса от Шереметьево до Одинцово - закономерный и важный шаг в рамках интеграции аэроэкспресса в единую транспортную систему агломерации. Сотни тысяч жителей не только Москвы, но и Подмосковья получат возможность добраться напрямую до аэропорта с комфортом и без пересадок"

На участке "аэропорт Шереметьево - Белорусский вокзал" поезда следуют в режиме экспресса с остановкой на Окружной и Савеловской, а на отрезке "Белорусский вокзал - Одинцово" продолжают движение со всеми остановками. В итоге пассажир, направляющийся в Шереметьево, теперь может выбирать одну из 13 точек старта (станции Одинцово, Баковка, Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий поселок, Кунцевская, Фили, Тестовская, Беговая, Белорусский вокзал, Савеловская и Окружная). "Запуск поездов "Аэроэкспресса" в Шереметьево решил в свое время важнейшую задачу прямой скоростной связки центра города (рубежа Тверской заставы) с международным аэропортом, - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - При этом "за скобкой" оставалась проблема прямолинейности сообщений и избыточной транспортной работы: жители обширных густонаселенных районов, прилегающих к этой линии аэроэкспресса, должны были сначала добираться до Белорусского вокзала. Сегодня они могут начать путь в аэропорт на более близкой для себя станции".

Решению проблемы избыточной нагрузки на общественный транспорт, по мнению экспертов, также будет способствовать открытие станций аэроэкспресса в Сколково и "Москва-Сити" (платформа Тестовская) - крупных деловых кластерах. Прямое сообщение с аэропортом упростит жизнь значительному числу людей, отправляющихся в командировки, и даст повод для развития нового бизнеса. "Резиденты этих кластеров, многим из которых приходится часто летать по делам, получили возможность добраться до аэропорта напрямую, без пересадок и без пробок", - отмечает Михаил Блинкин.

В районе Одинцово

Одинцово, по мнению экспертов, развивается многополярно, и запуск экспресса не только увеличит пассажиропоток, но и даст толчок развитию сервисной сферы. Как отмечает Евгений Миронюк, появление аэроэкспресса между Одинцово и Шереметьево - важный и ожидаемый шаг по улучшению транспортной инфраструктуры. "Район Одинцово находится на значительном расстоянии от аэропорта и в то же время аккумулирует вокруг себя территории Новой Москвы с юга и прилегающие к Рублево-Успенскому шоссе с севера", - объясняет эксперт. "Запуск аэроэкспресса из Шереметьево в Одинцово однозначно даст импульс для развития города и бизнеса: после появлении нового пересадочного узла здесь появятся новые игроки в сферах, коррелирующих с перевозками. Речь о новых точках общественного питания, торговых площадях, услугах, развлечениях, медицине. Будут созданы новые рабочие места", - говорит Светлана Казанцева.

Подобные проекты могли бы появиться и на других направлениях. "Например, железнодорожный аэроэкспресс до аэропорта Жуковский от Казанского вокзала существенно улучшил бы затрудненное автобусное и автомобильное сообщение с аэропортом", - говорит Евгений Миронюк.

 Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости 

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Нефть Brent
на 1 июля
Курс доллара к рублю
на 1 июля
Россия на ЧЕ по футболу
на 12 июля