Скрыть
Пример: +79031234567

Меню

Новости компании

МИНСЕЛЬХОЗ РАСПАШЕТ НОВОЕ ПОЛЕ (Независимая газета)

Автор: Соловьева Ольга

Ткачев создает нового агроконтролера

Отечественную еду проверят "от поля до прилавка"

Ведомство Александра Ткачева намерено контролировать весь продовольственный рынок

Минсельхоз должен контролировать не только производство, он должен контролировать всю пищевую и перерабатывающую промышленность, а также весь рынок продовольствия. О таких претензиях ведомства Александра Ткачева рассказали в среду сразу несколько чиновников. Независимый от Минсельхоза потребительский контроль мешает тем, что никак не "наладит стыковку" данных. Передел сфер контроля в правительстве проходит со ссылкой на низкое качество продовольствия.

Министерство сельского хозяйства должно стать дополнительно еще и министерством пищевой и перерабатывающей промышленности, - объявил вчера глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. О желании Минсельхоза подчинить себе контроль за всем рынком продовольствия и переработки рассказали вчера еще несколько высокопоставленных чиновников.

"Возможно ли создание единой системы и единого государственного органа по контролю за качеством пищевой продукции в производстве и обороте? Возможно. Такие практики международные есть. Рассматриваем ли мы эти варианты как один из вариантов в нашем меню проблемных вопросов? Рассматриваем", - рассказал вчера на коллегии Россельхознадзора министр Михаил Абызов.

Заметим, в настоящее время функции контроля разделены между Россельхознадзором, который осуществляет контроль за сырьем, и Роспотребнадзором, который контролирует готовую продукцию.

Чуть ранее, выступая на коллегии, глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что его ведомство подготовило законопроект о расширении полномочий Россельхознадзора и на контроль готовой продукции. Он уточнил, что соответствующие поправки в законодательство могут быть внесены уже в весеннюю сессию.

По сути, таким предложением Минсельхоз ставит перед правительством вопрос о необходимости введения сквозного контроля по формуле "от грядки до прилавка", - поясняет идею министерства Абызов. "На сегодня эти звенья контроля разделены, но, когда продукция отклоняется от качества, возникает вопрос: на каком из элементов цепочки произошел сбой?" - задается он вопросом. "К моему большому сожалению, за полтора года работы с надзорными ведомствами ни по линии Россельхознадзора, ни по линии Роспотребнадзора не удалось обеспечить стыковку их информационных систем, - отметил чиновник. - На всех совещаниях представители ведомства говорят о том, что надо налаживать информационное взаимодействие, обмениваться результатами проверок, видеть индикаторы риска, которые проверяет каждое из надзорных ведомств, видеть статистику по нарушениям, которые выявляются с тем, чтобы определить точки для наиболее приоритетной работы". Однако совместить информационные системы так и не удалось, констатировал он.

"Могу сказать, что в этой части терпение уже подходит к концу, и здесь необходимо принимать в том числе радикальные меры", - заявил Михаил Абызов, добавив, что это касается не только технического совмещения информационных систем, но и возможного создания единого контрольного органа в структуре правительства.

Такое новое контрольное ведомство, по мысли Ткачева, в первую очередь должно "бороться с фальсификатом, серыми схемами и реэкспортом". "Это наша линия фронта, коллеги, здесь мы должны биться до последнего патрона. За нами Москва, за нами страна, за нами крестьяне, фермеры", - сказал министр.

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт вчера подтвердил, что его ведомство готово к выполнению функций контроля пищевой продукции. "Мы, собственно, этим тоже занимались. Просто у нас (с Роспотребнадзором. - "НГ" ) вечные споры: вы контролируете "досюда", а мы - "отсюда". Поэтому в целом и теряем позиции по качеству", - подчеркнул глава Россельхознадзора.

Мало того, продолжает Данкверт, отсутствие у Россельхознадзора полномочий контроля за ввозом сыроподобного продукта в Россию привело к тому, что только в течение последних двух лет российские производители молока не произвели 3 млн т продукта и недополучили 70 млрд руб.

Споры двух ведомств видны и в контроле служб за качеством пищевой продукции. К примеру, данные Роспотребнадзора о доле фальсификатов в молочном сегменте зачастую отличаются в разы от информации Россельхознадзора. Так, по данным Роспотребнадзора, доля фальсифицированной продукции в молочном сегменте в 2017 году составила порядка 4%. На что в Россельхознадзоре заметили, что сведения Роспотребнадзора не соответствуют действительности и процент фальсификата на молочном рынке значительно выше. В частности, Сергей Данкверт отмечал, что в некоторых категориях молочных продуктов доля фальсификата может достигать 50%. В Роспотребнадзоре парировали. "У нас 800 лабораторий по территории РФ, полный охват всей страны, мы проводим высокотехнологичные исследования", - сказала руководитель ведомства Анна Попова.

Расхождения ведомств о доле суррогатов на молочном рынке наблюдаются не первый год. Так, два года назад Россельхознадзор сообщал, что доля суррогатов среди отечественных сыров приближается к 80% (позднее эту цифру опроверг Минсельхоз, сообщив, что доля фальсифицированных сыров не превышает 10-15%). А в Роспотребнадзоре сообщали, что лишь 6% молочной продукции на рынке - суррогаты (см. "НГ" от 19.01.16 и от 05.02.16).

Что примечательно, помимо ведомств Данкверта и Поповой в России действует еще несколько правительственных и околоправительственных организаций по проверке качества товаров. Однако даже их наличие никак не помогает чиновникам установить реальные объемы суррогатов на рынке. К примеру, еще в 2015 году правительством была учреждена автономная некоммерческая организация "Рос качество". Основная задача контролеров на зарплате - тестирование товаров и их добровольная сертификация, после которой производитель получает право маркировать свою продукцию Знаком качества (см. "НГ" от 20.11.15).

Существует также и негосударственный проект "Рос контроль", который объединил "ведущие исследовательские лаборатории и научные институты России, общества и объединения защиты прав потребителей".

Что примечательно, и "Росконтроль" и "Роскачество" могут осуществлять закупки исследуемой продукции, тогда как официальный Роспотребнадзор такую функцию получил лишь в прошлом году (см. "НГ" от 18.09.17).

Вместе с тем создание новой контролирующей структуры вызывает скепсис у экспертов "НГ". "Системы государственных и отраслевых стандартов и соответствующих органов, следящих за их соблюдением, не новость. Но что нового пытаются предложить чиновники? Если речь идет о единой структуре вертикального контроля от семечка, посаженного в поле, и до буханки хлеба на нашем столе, то при некотором желании уже существующие и уполномоченные контрольные ведомства могли бы вполне успешно справляться с подобной задачей", - считает аналитик компании "Финам" Алексей Коренев. По мнению эксперта, скорее всего предложенная инициатива закончится очередным увеличением штата контролирующих организаций и новой головной болью для производителей. "Что касается реального влияния на качество пищевой продукции за счет появления нового контролирующего органа, то вопрос лежит не в плоскости количества контролеров, названии организации и ее внутренней структуры, а в реальном желания добиться конкретных результатов", - подчеркивает он.

"Понятно, что Россельхознадзор и Роспотребнадзор во многом дублируют свои функции. Поэтому, возможно, следует пересмотреть подход к обеспечению безопасности. Эти надзорные органы, когда они отчитываются количеством проверок и выявленных нарушений, - они будут усиливать контроль, требовать расширения штатов и своих бюджетов и отчитываться количеством выявленных нарушений. При этом вряд ли что изменится с безопасностью", - рассуждает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Наталья Шагайда.

По ее мнению, стране нужны не органы для новых проверок, а работа многих организаций и политиков, которая будет способствовать минимизации рисков. "К примеру, в Европе и Германии высокий уровень безопасности продовольствия достигается не отменной работой контролирующе-карающего органа, а результатом постоянного процесса совершенствования системы минимизации рисков. Здесь каждое ведомство, сами предприятия, контрольные органы, торговые предприятия, наука и политика нацелены на минимизацию рисков", - рассказывает Шагайда.

Данные о качестве сыра у разных контролирующих органов зачастую не совпадают. Фото агентства "Москва"

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

В мой блог
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 30 ноября
Курс доллара к рублю
на 28 декабря