Вопрос эмитенту  
 
facebook
вконтакте

Для рынка акций «ЛУКОЙЛа» остановка Одесского НПЗ носит умеренно негативный характер

05.10.09 12:00

Новость

Руководство "ЛУКОЙЛа" приняло решение остановить производство на принадлежашем компании Одесском нефтеперерабатывающем заводе. Данное решение было вызвано действиями украинской компании ОАО "Укртранснафта", которая с 1 октября 2009 года перестала прокачивать нефть по маршруту "Лисичанск-Кременчуг-Одесский НПЗ", говорится в сообщении "ЛУКОЙЛа".

Предложенные ОАО "Укртранснафта" другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ по расчетам специалистов "ЛУКОЙЛа" значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к убыточности. Так, например, предложенный маршрут "граница Белоруссии-Броды-Одесса" увеличивает транспортные расходы на $5,7 за тонну, отмечается в сообщении.

Кроме этого, ОАО "АК "Транснефть" не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года.

В компании не исключают, что если в самое ближайшее время поставки нефти на НПЗ не возобновятся на экономически оправданных условиях и с учетом технических возможностей ОАО "АК "Транснефть", предприятие будет вынуждено сокращать персонал. При этом также прекратятся значительные налоговые отчисления в бюджет.

Кроме этого, может возникнуть дефицит высококачественного топлива, что может привести к росту цен и к появлению на рынке низкосортных нефтепродуктов.

В настоящее время руководство ОАО "ЛУКОЙЛ" предпринимает все возможные усилия по поиску решений для возобновления деятельности Одесского НПЗ.

Комментарий

Сергей Захаров, старший аналитик ИФК «Алемар».

ОАО ЛУКОЙЛ сообщило, что производство нефтепродуктов на Одесском НПЗ прекращается на неопределённый срок. «Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании «Укртранснафта» (управляет нефтепроводами Украины), которая с 1 октября 2009 г. перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск — Кременчуг — Одесский НПЗ», - говорится в заявлении второй российской нефтяной компании. Укртранснафта изменила схему поставок, чтобы развернуть нефтепровод Кременчуг — Одесса и начать поставки нефти с моря на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, которому давно не хватает сырья. Лукойлу предлагались 4 маршрута поставок на Одессу, но ни один компанию не устроил. Они, по расчётам ЛУКОЙЛа, сделают сырьё дороже и приведут к убыточности НПЗ. В частности, при использовании маршрута граница Белоруссии — Броды — Одесса транспортные расходы вырастут на $5,7 за 1 т. А российский нефтетранспортный монополист ОАО АК «Транснефть» не может гарантировать Лукойлу необходимый объём прокачки по этому направлению и это главная причина, по которой оно не используется. У Транснефти нет возможности дать Лукойлу дополнительный объём прокачки на Броды. В данном случае критическим является участок Унеча — Мозырь, откуда экспортные потоки идут на Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, порт Южный (Одесса) и Мозырский НПЗ. В IV квартале Лукойл получил графики на Венгрию и Словакию, а также порт Южный (300 000 т.), и теоретически он мог бы перенаправить их на Одесский завод. Но этих объёмов все равно недостаточно, поскольку НПЗ нужно 750 000 т. нефти в квартал. Возможны поставки по железной дороге, но они дороже. По словам источника, близкого к российской компании, на этой неделе её президент Вагит Алекперов посетит Украину.

Хотя Одесский НПЗ не является основным для ЛУКОЙЛа, мы считаем новость потенциально негативной для компании, поскольку длительная остановка работы завода приведёт к снижению объёмов нефтепереработки Группой и ухудшению финансовых показателей данного сегмента.

Комментарий

Дмитрий Лютягин, аналитик ИК «Велес Капитал».

Цена посл. сделки, долл. 53,200
Рыночная капитализация, млн. долл. 45 250
Тиккер LKOH
Справедливая стоимость, долл. 75,040
Недооценка (переоценка), % 41,5
Рекомендация: покупать

Руководство ЛУКОЙЛа приняло решение остановить производство на Одесском нефтеперерабатывающем заводе на Украине мощностью 2,8 млн т в год, говорится в пресс-релизе компании.

В сообщении подчеркивается, что это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании Укртранснафта, которая с 1 октября 2009 г. перестала прокачивать нефть по маршруту «Лисичанск-Кременчуг-Одесский НПЗ». Как говорят специалисты ЛУКОЙЛа предложенные Укртранснафтой другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к убыточности. Так, например, по одному из предложенных маршрутов граница Белоруссии-Броды-Одесса стоимость транспортировки тонны нефти увеличивается на 5,7 долл. Стоимость транспортировки нефти по традиционному маршруту составляла 32,94 долл. за т.

Данная остановка НПЗ по нашим расчетам будет приносить ЛУКОЙЛу среднюю упущенную выручку в размере 3,82 млн долл. ежедневно, при уровне цены нефти марки Urals в 67,9 долл. за барр. и среднедневной переработке в 7,67 тыс. т. Уровень маржи переработки на НПЗ не известен, но если исходить из текущих уровней маржинального дохода переработки крекинг-НПЗ, то упущенный маржинальный доход может достигать 750 тыс. долл. в день. Если посмотреть на рост стоимости транспортировки (составляющем при росте затрат на транспортировку в 5,7 долл. за т до 45 тыс. долл. в сутки) решение о приостановке переработки выглядит значительно более затратно, чем согласие на новый маршрут.

С другой стороны данная приостановка НПЗ в некоторой степени подрывает социальную обстановку в одесском районе, что в целом может сыграть на возможность более быстрого разрешения образовавшегося коммерческого конфликта, особенно в идущий предвыборный период.

Одной из причин того, что ЛУКОЙЛ не соглашается на новый маршрут мы видим в технической плоскости. В частности для того, чтобы нефть пошла по новому маршруту, скажем через Дружбу и, в дальнейшем, по территории Украины, ЛУКОЙЛу необходимо было контрактовать соответствующий объем через Транснефть, чего, по всей видимости, сделано не было, т.к. графики составляются за определенное время. Поэтому сейчас Транснефть не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года.

Мы полагаем, что остановка НПЗ ЛУКОЙЛа не будет долгосрочной, и представители участвующих коммерческих сторон будут искать взаимовыгодные уступки и решения, возможно с участием политических сил. В то же время для рынка акций ЛУКОЙЛа остановка НПЗ носит умеренно негативный характер.


Комментариев нет.