facebook
вконтакте

Социально-политическая напряженность в РФ: проблемы не решаются, обострение откладывается

Общая картина социально-экономической и политической нестабильности на 1.07.2016 выглядит не хуже, а в чем-то даже лучше, чем полгода назад. Причин тому несколько, в их числе: некоторое улучшение ситуации с промышленным производством в экономической группе; недоучет заметного ухудшения политического дизайна по результатам выборов 18 сентября; относительное снижение протестной активности со спадом волны массовых протестов дальнобойщиков и отсутствием роста политических протестов. Можно говорить, однако, не о разрешении порождающих нестабильность проблем, а об откладывании их обострения, которое по результатам следующего замера мониторинга проявится уже на 1.01.2017.

В прошлый раз нами был сделан следующий общий вывод по состоянию на 1.01.2016: за прошедшие полгода социально-экономическая ситуация ухудшилась заметно, существенно расширилась и география кризиса; а политические системы в регионах продолжали, пусть и не очень резко деградировать. Таким образом, разрыв между вызовами и способностью системы на них адекватно отвечать, увеличился. Заметнее, чем полугодом ранее вырос и масштаб протестов, пусть в целом и не очень пока значительный. При этом протесты тоже вышли за пределы столиц: Москвы, Питера, Новосибирска… в кризис растут масштабы протестов предпринимателей и пр. (сюда вошли дальнобойщики), по поводу жилья и коммунальных услуг, трудовых прав, социальных гарантий, и снижаются по поводу гуманитарных проблем и внешней политики. Резко выросли (правда, с очень низкой базы) и протесты по поводу мигрантов и межэтнических отношений. 

По отдельным группам факторов ситуация на 1.07.2016 выглядела следующим образом:

Экономика: спад промпроизводства в основном закончился и только 20 с небольшим регионов демонстрируют отрицательную динамику. Замедлились и темпы спада инвестиций – 2-3% вместо прежних 5-6%, а к началу следующего года могут выйти на 0. Темпы спада з/пл тоже уменьшились. Все идет к "околонуля". По 2016 г. нет и снижения расходов бюджета на ВПК (сейчас 22%), все начнется с 2017-го. Как это скажется на конкретных регионах сейчас судить трудно – будет зависеть от структуры сокращений. Изъятые 100 млрд налога на прибыль пойдут, в основном, в пользу федералов. Крым уже не приоритет (в 2016 сокращение трансфертов Крыму в два раза, Севастополю на четверть – не рост территории, а поддержка населения), одна из самых высоких неполных занятостей.

Экономическая напряженность: суммарная по регионам за 1 полугодие 2016

Политический дизайн: Общая картина мало изменилась по сравнению с 1.01.2016. Однако, уже в ближайшее время следует ожидать залпового, отчасти отложенного, ухудшения политического дизайна на местах, связанного с началом нового электорального цикла. В большинстве регионов по итогам сентябрьских выборов заметно снизилась конкурентность, измеряемая эффективным числом партий/кандидатов на выборах, уменьшилась представленность оппозиции в ЗС и самостоятельность самих ЗС (впрочем, окончательное установление нового политического дизайна в регионах займет еще некоторое время).

Политическая напряженность: оценки параметров напряженности по регионам

Протесты: По сравнению с пиком пришедшимся на второе полугодие 2015 г., протестная активность сократилась, однако по сравнению с предыдущим полугодием остается высокой. Суммарное снижение протестной активности произошло за счет организованных протестов мелких предпринимателей (дальнобойщиков) и наемных рабочих. При этом по таким направлениям, как городская среда, транспорт и экология наблюдается заметный рост, а по местной политике, социальным гарантиям (пенсиям, пособиям), жилью и коммунальным услугам уровень сохраняется или несколько растет. При некотором снижении уровня протестов в основных традиционных центрах таких, как столицы и крупнейшие города, наблюдается постепенный рост в регионах, ранее не отличавшихся заметной активностью. В оценках за второе полугодие 2016 г. можно ожидать дальнейшего роста протестной активности по городской, социальной и жилищной проблематике и роста политической активности в связи с осенними выборами.

Вмешательство Центра: Все более активно и по принципу замещения кнутом пряника: Центр купирует конфликты, принуждая региональные элиты к миру или силовым методом ослабляя какие-то из них. В ряде случаев, как например, в Коми, такое вмешательство призвано решать проблемы федеральные, а не региональные, и на уровне региона контрпродуктивно. В конечном итоге результатом вмешательства является примитивизация политического дизайна регионов, а не усложнение, необходимое для повышения устойчивости в ситуации нарастающих экономических проблем. В результате, "разруливая" первоочередные проблемы, Центр не создает механизм для их автоматического разрешения в будущем, а, наоборот, закладывает мину.

Мониторинг полностью

Эксперты
Эксперты
Комитет гражданских инициатив
участник рейтинга
и оцените материал  
6 пользователей оценили материал на 3,3.
В мой блог

и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 марта
Нефть Brent
на 28 февраля
Индекс ММВБ
на 1 марта