facebook
вконтакте

Прогнозы на 2017 год: предвыборный цикл остается лучом надежды

Предвыборный цикл остается лучом надежды на 2017 г., формируя ожидания роста потребления. Однако наш прогноз роста ВВП на 1,5% г/г по итогам 2017 г. может быть понижен: сокращение инвестиционных планов, восстановление импорта и инфляционное давление – главные причины его возможного ухудшения. В совокупности все эти факторы никак не поддерживают сильный рубль и будут препятствовать понижению ключевой ставки в течение всего следующего года. Смягчение санкций против России также очень маловероятно в будущем году, несмотря на разговоры о возможном потеплении отношений между Россией и Западом.

Наш прогноз роста ВВП составляет 1,5% г/г на 2017 г., однако надежд на инвестиционный рост практически нет. Экономический рост в 2016 г. был достаточно слабым: ВВП за 10М16 снизился на 0,7% г/г. инвестиции сократились на 9,9% г/г в 1К16 и на 4,3% г/г в 2К16, тогда как частное потребление снизилось на 4,3% г/г в 1К16 и на 5,2% в 2К16. Поддержку экономике в этом году оказывают восстановление запасов и сокращение импорта. Вступая в 2017 г. можно сказать, что умеренное восстановление розничного кредитования (ожидаемое на уровне 6% г/г в 2017 г.) и сохраняющийся высокий рост номинальных зарплат (на 7% г/г в 2017 г.) должны создать условия для восстановления потребления: в итоге мы ожидаем, что частное потребление вырастет на 2% г/г в будущем году. Однако маловероятно, что это приведет к более оптимистичным перспективам роста: импорт уже начал восстанавливаться в 3К16, и мы ожидаем, что он негативно повлияет на потенциальные темпы роста ВВП в 2017 г. Наше главное опасение заключается в том, что консолидация в нефтяном секторе (т.е. покупка Башнефти Роснефтью) сильно снизит инвестиционную активность в 2017 г. Таким образом, хотя мы сохраняем наш прогноз роста ВВП на 1,5% г/г на будущий год, мы не исключаем его понижения до 1,0% г/г.

Мы ожидаем рост бюджетных расходов на 5% г/г в 2017 г. при сценарии цены на нефть $50/барр. в 2017 г. Проект бюджета на 2017 г. предполагает расходы на уровне 16,2 трлн руб. при сценарии средней цены на нефть $40/барр. Тем не менее, недавние комментарии правительства указывают на то, что дополнительные доходы бюджета (в случае роста цен на нефть) не будут сберегаться, но пойдут на финансирование дополнительных социальных расходов в будущем году. Их масштаб будет зависеть не только от цены на нефть, но также от способности ЦБ контролировать инфляцию (что сдерживает необходимость социальных расходов) и от рейтинга политической популярности президента Владимира Путина. Таким образом, мы не исключаем роста бюджетных расходов на 5% г/г, что окажет поддержку потреблению в будущем году.

Рис 1. Динамика ВВП и потребление домохозяйств, % г/г

Источники: Росстат, Альфа-Банк

Рис. 2. Социальные расходы, % г/г и индекс доверия Владимира Путина

Источники: Минфин, Альфа-Банк

Проблема бедности населения нарастает. Еще один фактор, поддерживающий наше предположение о росте социальных расходов в 2017 г. – это быстрый рост населения, проживающего за чертой бедности; начиная с 2014 г. оно выросло с 16 млн до 22 млн человек. Это новое явление для России, которая с начала 2000-х годов, демонстрировала снижение уровня бедности. На наш взгляд, в этом кроется главная причина более медленного в сравнении с ожиданиями восстановления потребления в 2016 г. Мы ожидаем, что предвыборный период 2017 г. временно остановит этот тренд и положит конец ухудшению потребительской активности; однако этого недостаточно, чтобы развернуть тренд ухудшения уровня жизни в долгосрочной перспективе.

Мы не ожидаем понижения ставки в 2017 г. – в этом наш взгляд расходится с рынком. Учитывая наши опасения по поводу бюджетной политики, мы не ожидаем понижения ставки в 2017 г. Мы особенно сильно убеждены в правильности нашего мнения на 1П17, так как единовременная выплата пенсионерам в январе 2017 г. и регулярная индексация пенсий с февраля 2017 г. могут вывести годовую инфляцию на уровень 6,0% г/г к лету 2017 г. Хотя прогноз на 2П16 менее однозначен, мы считаем, что существует два сценария развития: (a) повышение цен на нефть приведет к росту бюджетных расходов, что в свою очередь создаст инфляционные риски, или (b) снижение цен на нефть вызовет быстрое истощение средств Резервного фонда, что в свою очередь вызовет необходимость в заимствованиях на внутреннем рынке, стимулируя повышение ставок. Риск ужесточения монетарной политики также растет по всему миру. Таким образом, мы считаем, что неизменная ставка – более вероятный сценарий к концу 2017 г., чем наш предыдущий прогноз ее понижения до 8,0%.

Банковский сектор – медленный рост продолжает ограничивать рост кредитования. Мы ожидаем, что российские банки продолжат работать при конъюнктуре жесткого спроса. Повышение уровня бедности на фоне расширения рынка неипотечного кредитования приведет к проблеме качества кредитов для банков и ограничит их аппетиты к неипотечному кредитованию в условиях стагнирующих ставок. В корпоративном секторе мы больше всего опасаемся того, что снижение инвестиционной активности ограничит спрос на корпоративные кредиты. Мы прогнозируем рост розничного кредитования на 6% г/г (главным образом, на фоне роста ипотеки), и рост корпоративного кредитования на 6% г/г.

Рис. 3. Номинальные и реальные ключевые ставки на развивающихся рынках, ноябрь 2016 г., %

Источники: Bloomberg, Альфа-Банк

Рис. 4. Корпоративные и розничные кредиты с очисткой от валютной переоценки, % г/г

Источники: ЦБ РФ, Альфа-Банк

Мы ожидаем, что курс рубля составит 70 руб./$. Из-за слабого платежного баланса мы сомневаемся в том, что сценарий высоких процентных ставок (относительно консенсус-оценки) вызовет укрепление рубля. Опасение на 2017 г. связано с тем, что возврат к росту импорта (мы ожидаем его рост на 10% г/г в долларовом выражении) спровоцирует дефицит текущего счета в 2К-3К17 при сценарии цены на нефть $50/барр. и годовом профиците текущего счета в размере всего $15 млрд, что, на наш взгляд, усилит чистый отток капитала. Умеренный чистый отток капитала в этом году может быть в большей степени связан с процессом деофшоризации, эффект которой будет исчерпан в 2017 г. При фундаментальной стоимости рубля на уровне 65-70 руб./$ при сценарии цены на нефть $50/барр. мы ожидаем, что курс достигнет 70 руб./$ к концу 2017 г.

Наш базовый сценарий не предусматривает снятия санкций. В нашем базовом сценарии на 2017 г. мы ожидаем, что санкции сохранятся, несмотря на недавние разговоры о том, что победа Трампа на президентских выборах в США может привести к потеплению отношений между Россией и США и смягчению санкций. Мы считаем, что, к сожалению, экономические стимулы для отмены санкций очень ограничены. Главным следствием их отмены будет приток капитала и сильное укрепление рубля, но это сильно будет препятствовать экономическому росту, который и так страдает от структурных ограничений, и это усилит давление на бюджет. Федеральный бюджет сейчас сбалансирован при цене на нефть $70/барр. при условии курса 65руб/$; в случае укрепления рубля до 50 руб./$ цена на нефть, балансирующая бюджет, повысится до $85/барр. Таким образом, хотя санкции создают негативный фон для долгосрочного роста, их отмена вряд ли станет приоритетом для российской экономической политики в ближайшем будущем.

Рис. 5. Цена на нефть, балансирующая бюджет в 2014 г., 2016 г. по странам, $/барр.

Источники: МВФ, Альфа-Банк

Рис. 6. Рост реального ВВП на развивающихся рынках и в России, % г/г

Источники: Bloomberg, Росстат, Альфа-Банк 

Орлова Наталия
Орлова Наталия
главный экономист
"Альфа-Банк"
участник рейтинга
и оцените материал  
5 пользователей оценили материал на 4,4.
В мой блог

и оставьте свой комментарий.
 
Обновить
Комментариев нет.
 

Прогнозы «Ленты Финама»

 
Делайте прогнозы, набирайте баллы, участвуйте в конкурсах и получайте призы.
Курс доллара к рублю
на 31 марта
Нефть Brent
на 28 февраля
Индекс ММВБ
на 1 марта