Онлайн-конференции

Помощь
 
facebook
вконтакте

Сотовая связь России: потребители готовы к 4G

17.09.10 13:00

Глава "Ростехнологий" на встрече с президентом продемонстрировал новое устройство - российский смартфон. Разработанный в России аппарат (пока был показан лишь муляж) будет поддерживать сеть 4G. Однако развитие самих сетей LTE в России пока находится под вопросом. До сих пор непонятно как будут распределены частоты, и у операторов "большой тройки" здесь появились конкуренты – новые компании с государственным участием. Огромные перспективы четвертого поколения мобильной связи всем уже очевидны. Услуги передачи данных занимают все большую долю в доходах операторов, а в третьем квартале, по данным AC&M-Consulting, сотовые компании впервые заработают на мобильном интернете больше, чем на sms.

Какова доля доходов операторов от мобильного интернета в общей структуре выручки? Можно ли всерьез говорить о перспективах и конкурентоспособности "российского телефона"? Операторы уделяют все большее внимание развитию неголосовых услуг (VAS). Какие дополнительные мобильные сервисы привлекают и удерживают пользователей сейчас? В каком направлении будут развиваться VAS-услуги? Как может измениться расстановка сил в отрасли, если частоты 4G будут выделены в пользу новых компаний? И когда стоит ожидать начала функционирования в России сетей LTE?

Участники конференции:
  • Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
  • Виталий Солонин, ведущий консультант J'son & Partners Consulting
  • Георгий Замышляев, руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
  • Кирилл Бахтин, аналитик ТКБ Капитал
  • Кирилл Горячих, аналитик Банка Москвы
Показывать ответы
Скрыть все ответы
Скрыть ответы
31
14:57
Елена Швец,  Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у экспертов еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за участие.

Скрыть ответы
30
13:17
Татьяна Алексеева,  успешный менеджер
Насколько я понимаю, вообще никто из мировых производителей пока не разрабатывает смартфоны 4G? Есть ли смысл бежать впереди паровоза? Есть ли смысл разрабатывать такой продукт, не имея ни базы, ни опыта его производства и продвижения?
13:53
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Мне известно, что для стандарта LTE есть уже Samsung, HTC, Blackberry, для WiMAX от Yota есть HTC. Если Вы имеете в виду выступление г-на Чемезова, то соглашусь, базы для производства его в России нет. Вероятно речь шла о чем то другом, возможно о производстве в Китае для российского бренда.
13:59
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Несколько мировых производителей движутся в этом направлении (LTE-телефоны), и "бежать впереди паровоза" просто необходимо, иначе раздавят конкуренты. Технология LTE обещает стать массовой, и мы в числе тех аналитиков, которые в этом не сомневаются.

Скрыть ответы
29
13:11
Крючков
Какие услуги в сегменте мобильной связи откровенно отмирают? Что приходит им на замену?
14:24
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Постепенно уходит в прошлое основной драйвер роста VAS - кастомизированный контент. Уходит wap.
Не оправдали ожидания операторов MMS.
На смену приходит мобильный интернет, рынок микроплатежей. Я думаю, что нас ждет рост сервисов использующих NFC, начиная с самых простых - оплаты проезда в транспорте при помощи мобильного устройства. Вс помните 1998-2000 гг. тогда никтоне мог предсказать в какую сторону будет направлено развитие рынка. Также никто не мог предугадать как будут эволюционировать сами аппараты. А прошло всего чуть более десяти лет - ничтожный срок.
15:30
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Основным драйвером VAS является сейчас мобильный Интернет, в перспективе - мобильные платежи. WAP, MMS, i-mode - примеры сервисов, которые "не пошли".

Скрыть ответы
28
13:09
Лидия Погорелова
Вопрос господину Каменеву. Какую долю среди клиентов Финама занимат трейдеры, торгующие на рынке с мобильных платформ? Сильно ли растет их количество и что делаете для удовлетворения спроса?
13:48
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Никто не торгует исключительно с мобильных платформ. Все-таки это вариант "быстрого реагирования", когда недоступен web-сервис. Если мы говорим о всех клиентах "Финама", то доля трейдеров, торгующих на рынке с мобильных платформ перешагнула пятипроцентный барьер. Многие используют мобильные усройства, чтобы постоянно быть в курсе последних событий: читать новости, просматривать биржевую информацию. Торговля ценными бумагами через мобильный телефон для нашего рынка абсолютная новинка. Если мы возьмем платформу "Мобильный трейдер", то количество загрузок приложения с даты запуска уже свыше 50 000.
Сейчас готова и проходит тестирование вторая версия "Мобильного Трейдера", готовится полноценная торговая платформа под устройства iPhone и iPad, которую наши клиенты - счастливые обладатели этих устройств, смогут по достинству оценить через несколько месяцев. Впереди - торговые платформы для Android и аппаратов RIM.
Мы были первыми кто предоставил клиентам возможность торговать через сотовый телефон и сохраним это лидерство.

Скрыть ответы
27
13:09
Андрей
Что вы думаете о перспективах развития мобильного телевидения? Будет ли развертывание 4G способствовать росту этого сегмента?
13:45
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Я провожу аналогию между "фиксированным" телевидением и домашним интернетом и мне кажется, что в мобильной сфере будет похожая картина - видео по запросу будет вытеснять броадкастинг (вещание на всех), а поскольку мобильного телевидения в традиционном виде (Первый канал/Россия/итд) очень мало или нет совсем, то мне кажется, что оно умрет не родившись в пользу видео по запросу
14:18
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
В долгосрочной перспективе мобильное телевидение может стать более популярным, чем сейчас. До этого времени операторам придется решить множество проблем - выбор стандарта, насыщение рынка соответствующими телефонами, разработка бизнес-моделей, поиск дополнительных частот и пр. По сетям 4G возможна доставка "тяжелого" мультимедийного контента с большим успехом, чем в случае 3G, и в этом плане потенциал сетей LTE в отношении интерактивного мобильного телевидения выше. Тем не менее, в краткосрочной, а возможно и в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать бурного всплеска в сегменте мобильного ТВ. Операторы будут, скорее, продолжать экспериментировать в этой области.

Скрыть ответы
26
13:07
MRFM
"Догнали" ли цены на мобильный интернет расценки фиксированного ШПД? Что скажете про качество?
14:41
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Нет, "фиксированный" ШПД все еще дешевле и в среднесрочной перспективе он таким и останется. Потому что "полоса" - ограниченный ресурс и всегда будет стоить дорого)). Скорость 3G модемов позволяет сносно просматривать почту и читать тексты в сети. Для просмотра видео она не совсем подходит.У 3G есть один крупный недостаток — он и близко не достигает заявленных значений скорости, так он устроен.
Люди из регионов с высоким уронем дохода могут позволить себе спутниковый интернет. Прада, за подключение со скоростью 1 Мб (кстати, негарантированной) придется выложить несколько тысяч рублей.
15:00
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
На мой взгляд, не вполне корректно сравнивать цены на мобильный и фиксированный Интернет. Первый дает свободу перемещения, второй нет. Поэтому мобильный Интернет при прочих равных условиях (скорость доступа и пр.) всегда будет стоить дороже в пересчете на единицу данных. За удобство оператор берет "бонус", который пользователь готов оплачивать. Качество фиксированного ШПД существенно стабильнее, чем у мобильного, а скорость - потенциально выше. Новые беспроводные технологии, увы, часто приходят на рынок "сырыми", и оборудование, порой не обеспечивает необходимого качества (например, в "плотно" расположенных базовых станциях может возникнуть интерференция волн и пр.).

Скрыть ответы
25
13:06
Владимир Андреевич Дубровский,  военнослужащий
Сколько будет стоить такой смартфон? Есть ли у нас возможность производить конкурентную продукцию, или опять надо придумать что-то, чтобы заставить потребителя покупать отечественное?
15:05
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Теоретически, возможности у нас есть. Но для того чтобы наше устройство могло конкурировать (хотя бы на отечественном рынке) с известными брендами - нужно долго и упорно трудиться. И не только над начинкой устройства, но и над его дизайном, качеством используемых материалов, интерфейсом. Производственных площадок в нашей стране, способных наладить цепочку по изготовлению и сборке аппаратов у нас пока нет.

Если говорить о стоимости, то оцените текущий уровень цен на флагманские модели смартфонов. Так, ожидаемая 23 сентября Nokia N8 станет доступна в конце сентября по цене 499 евро.
15:33
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Смартфон будет стоить дорого, как и любое новое устройство, выпущенное ограниченной партией. Для примера можно привести телефон HTC 4G, созданный специально для сети мобильного WiMAX. Его стоимость в начале продаж составляла почти 40 тыс. руб.

Скрыть ответы
24
13:03
Бахтинус
Возможны ли перехваты данных в 4G?

Скрыть ответы
23
12:54
Ром
Прокомментируйте пожалуйста ситуацию со спорами военных по поводу 4G. Что это?
14:51
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Частотный ресурс - уникальный товар. Тот, кто им распоряжается - контролирует и рынок и финансовые потоки. В европейских странах силовые структуры владеют 30% спектра (или около того), у нас - более 80%.
15:04
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Упрощенно ситуацию можно представить так. Операторы (регулятору): дайте нам частоты для 4G - основе для инновационной экономики! Военные (регулятору): Мы понимаем, что нужно развивать 4G, но как насчет обороноспособности страны? Наши радары работают на таки-то частотах, что будет с защитой воздушных границ страны, если мы отдадим эти частоты гражданским!

Скрыть ответы
22
12:53
леший
А не возникнет ли ситуация, при которой на рынке будет, с одной стороны, дефицит девайсов, которые смогут поддерживать 4G, а с другой стороны, покупатели не будут готовы менять весь свой "парк техники", тем более с учетом того, что новые решения, видимо, будут дороже?
13:36
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Так, как правило и происходит на начальном этапе освоения любой технологии. Однако часть пользователей находится в постоянном поиске новинок и найдут девайс и не пожалеют денег, им же будет принадлежать заслуга тестеров сервиса и тех, кто создаст общественное мнение о новой технологии. Массовое же проникновение случится вместе с естесственным "вымыванием" старой техники и заменой ее новыми устройствами.
К тому же, не забывайте, новые устройства обладают не только большей скоростью доступа в интернет, но и, что не менее важно, большей функциональностью, которая позволит вам, например, получить новые возможности или заменить два старых устройства одним новым.
13:56
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Дефицит относительно недорогих USB-модемов вполне возможен на первом этапе. Операторы не станут рисковать и, скорее всего, будут завозить устройства небольшими партиями, желающих их купить и подключить к сети может больше самих устройств. Но рынок сам все отрегулирует. Будет спрос, будут и устройства. Что касается LTE-телефонов, то ситуация здесь гораздо более неопределенная, прогнозировать что-то практически невозможно. Можно с уверенностью сказать только одно - эти телефоны не будут дешевыми, но всегда найдутся почитатели модной технологии, которые не пожалеют деньги.

Скрыть ответы
21
12:52
Карт
Можно ли ожидать существенного снижения тарифов на 3G? Когда и насколько?
15:08
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Значительное снижение тарифов на 3G уже происходит на рынках с высокой конкуренцией. Яркий пример - рынок Санкт-Петербурга, где работают операторы "большой тройки", "Скай Линк" и Yota. По мере распространения сетей 4G стоимость мегабайта данных для конечного пользователя будет падать в среднем на десятки процентов ежегодно.

Скрыть ответы
20
12:51
Леночка
Мне кажется говорить о буме 4G преждевременно. Ведь даже в центре Москвы есть зоны, где связи нет вообще.
15:14
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Действительно, мы можем говорить только о "локальном" буме в ограниченном числе регионов. Москва - это особый город в плане частотного регулирования и радиочастотного планирования (много ограничений), но действующий оператор 4G обещает существенно увеличить число базовых станций в столице в ближайшие месяцы. К сожалению, процедура внедрения базовой станции из-за сильной зарегулированности рынка слишком медленная...

Скрыть ответы
19
12:49
Валерия Степанькова
Говорят, будущее за конвергентными услугами. А что в себя включают такие услуги и, если можно, какую долю они занимают на сегодня в выручке мобильных операторов?
15:25
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Конвергентные услуги - это довольно широкое понятие. Обычно под этим понимают конвергенцию фиксированной и мобильной связи (FMC), хотя возможны комбинации различных беспроводных технологий в рамках одного предложения оператора, например WiFi и WiMAX. В плане FMC в России получили распространение, в основном, услуги "короткого номера" для корпоративных клиентов. У сотрудников появляется возможность звонить с мобильного телефона на короткие номера коллег, а также с офисных телефонов на короткие номера, в том числе, на мобильные телефоны. При отсутствии ответа или занятой линии вызов последовательно переадресовывается на указанные номера абонента. Тарифы на услугу FMC ниже, чем стандартные тарифы на мобильную и фиксированную связь. Доля выручка конвергентных сервисов у операторов пока крайне незначительна.

Скрыть ответы
18
12:48
Зинаида,  инвестор
Привлекательно ли инвестировать в бумаги сотовых компаний, в том числе малочисленных российских? На что рекомендуете обратить внимание, какой потенциал роста?
14:05
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Привлекательно. Но есть тонкие моменты. Первый. У операторов прекратился рост абонентской базы. Дальнейшая экспансия возможна только за пределами РФ. Конечно, операторы тройки рапортуют о новых подключениях, но насколько большая часть из них "чистая"? Т.е. абоненты, которые будут активно пользоваться приобретенной картой.
Операторы ощущают угрозу со стороны IP телефонии, неслучайны разговоры о разделении стоимости трафика с различных ресурсов. Яркий пример тому - отношение операторов к Skype.
14:53
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
Мы выделяем бумаги Межрегиональных компаний связи (МРК), среди которых, на данный момент, мы отдаем предпочтение обыкновенным акциям Дальсвязи. Главная идея состоит в том, что в ходе реорганизации Связьинвеста бумаги МРК в начале следующего года будут обменяны на акции Ростелекома. Коэффициенты конвертации подразумевают дисконт бумаг МРК к Ростелекому на текущих уровнях в 30-50 %.

Мы также выделяем локальные акции МТС, которые имеют существенный дисконт к АДР. По нашим оценкам, потенциал роста данных бумаг составляет более 30 %.

Мы также считаем, что ADR VimpelCom Ltd. выглядят предпочтительнее ADR МТС даже с учетом риска возможной сделки по покупке Weather Investments.
Для более подробной информации вы может ознакомиться с нашими обзорами, доступ к которым свободный на сайте Банка Москвы.

Скрыть ответы
17
12:46
Степан Круглов,  журналист
Добрый день! Могли бы вы оценить объемы рынка сотовой связи в России и основные тенденции, которые на нем происходят? Спасибо.

Скрыть ответы
16
12:45
Илья Кириченко
Правильно я понимаю, 4G представлен в нашей стране только Йотой, и только в Московском регионе? Что препятствует более динамичному разитию современных сетей в регионах (да и в столице тоже не очень пока все гладко)?
14:29
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
4G представлен Yota не только в Москве, а также в ряде других крупных городов России: Санкт Петербрг, Уфа, Сочи и т.д.. (везде технология Wi-Max). В Москве мобильный интернет по технологии Wi-Max представлен также МТС (Комстар).
По поводу того, что прептствует, см. мои комментарии ниже.
15:38
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Сети мобильного WiMAX (4G) развивает в России не только Yota, но и "Синтерра", FreshTel, "Новые телекоммуникации" и др. Правда эти сетей очень скромные по своим масштабам. Основные препятствия, как мне кажется, связаны с нежеланием местных властей содействовать развитию новых технологий. Казань в этом плане - исключение. В этом городе построена тестовая сеть LTE, а также внедряется технология HSPA+.

Скрыть ответы
15
12:43
Игорь Николаевич
Имеет ли шансы стать окупаемым и востребованным среди российских потребителей проект "отечественного смартфона" или это исключительно политика - попытка Ростехнологий хоть каким-то образом оправдать свое бессмысленное существование?
13:27
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Думаю, безусловно, имеет. Тем более, что RoverComputers это уже доказал и продолжает доказывать. Было бы желание :) Надеюсь, у Ростехнологий оно есть
13:45
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Понятие "отечественный смартфон" меня немного веселит - производить-то его на первых порах планируют на Тайване! Начать сборку телефона силами отечественных предприятий, к сожалению, пока невозможно. Как долго продлится это "пока", сказать сложно. Скорее всего настоящий "отечественный смартфон" на пару-тройку лет можно смело забыть. Нельзя в одночасье восстановить то, что было разрушено до основания (электронную промышленность в России).

Скрыть ответы
14
12:42
Стас
Мобильные операторы расширяются уже за счет не непосредственно самой связи, а за счет доп услуг, это так? Вот МТС с Озоном выпустили на рынок букридер. Кто-то продвигает мобильное ТВ и прочее. Не будет ли от этого страдать профильное направление? Уже появились нарекания по поводу качества сотовой связи в последнее время
13:16
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Основная услуга связи (голос) остается главным источником выручки для операторов. Доп.услуги составляют заметную долю доходов таких компаний (15-20%), но не являются основными. Букридеры и ТВ - это пока игрушки (пилоты), которые позволяют оценить потенциал подобных сервисов и не влияют на основной бизнес и его качество. На качество влияет техническая политика компании и текущие задачи, стоящие перед компанией, такие как, например, необходимость экономии на опексах или конкуренция по качеству. К сожалению, этот этап развития сотового рынка в России уже позади - раньше можно было говорить о качестве связи, зоне охвата, кол-ве партнеров по роумингу и тп. Сейчас это у всех есть и продать "прекрасную слышимость" или "отсутствие перегрузок" очень сложно. Конкурентные преимущества переместились в области ценовых характеристик и внедрения тех самых "мобильных ТВ"
13:34
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
В условия существенного снижения маржи на рынке "голой" передачи данных и уж тем более традиционного "голоса", операторы "спят и видят" как бы повысить долю высокодоходных VAS в своей выручке. С другой стороны, большинство пользователей хотелось бы видеть в операторе поставщика "толстой трубы" , а самим получать бесплатные сервисы в интернете (торренты, Skype, видео и пр.). Скорее всего, операторы предпримут непопулярные меры, например, введут разные тарифы на разный вид трафика. Мотивация здесь может быть такая - резкий рост так называемого сигнального трафика сильно нагружает сети и приводит к деградации качества услуг. Такая проблема действительно существует сейчас в мире.

Скрыть ответы
13
12:41
Ольга
Что вы думаете о перспективах сотрудничества МТС с Озоном в рамках создания российского аналога amazon kindle... Анонсируется, что в их новом ридере пришит 3G, и пользователь имеет, соотвественно, доступ к платному контенту Озона. Приживется ли такая модель у нас? Пойдут ли другие операторы связи в этот сегмент? Насколько он интересен на ваш взгляд в рамках развития VAS в целом?
15:35
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Рынок букридеров пока невелик. Во многом его сдерживает и стоимость устройств. У Озона есть контент, у МТС - аудитория - соответственно, они могут экспериментировать. Даже с поправками на процветающее в нашей стране цифровое пиратство. Я думаю, что другие операторы пойдут в этот сегмент только если опыт МТС окажется успешным, запускать аналогичные проекты они пока не станут.
Вообще, очень интересно будет проследить как скажется распространение планшетников во главе с iPad на рынок букридеров. Мне кажется, что пользователи отдадут предпочтение планшетникам. В этом случае рынок букридеров может исчезнуть

Скрыть ответы
12
12:41
ХХ
Есть ли в России уже опыт внедрения LTE? Когда такие сети получат в нашей стране широкое распространение и как выглядит ситуация за рубежом с этим форматом?
14:23
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
Сейчас сети LTE работают в Стокгольме и Осло. Их запустили шведская компания Telia Sonera в 2009 г.
В Россия компания Скартел (Yota) планируют запустить сети LTE в нескольких городах России уже в текущем году.
На мой взгляд, широкое распространение данных сетей в России сдерживают следющие факторы:
- низкая пропускная способность опорных сетей операторов.
- отсутствие четкого представления о структуре спроса и ценообразовании, что делает неясными возможные инвестиции.
На данный момент строительством опорных сетей и запуском на их базе 4G в Росии занимается лишь Скартел (поrа по технологии WiMax). Также сеть WiMax в Москве имеет МТС (Комстар).
14:49
Кирилл Бахтин,  аналитик ТКБ Капитал
Да, опыт есть. "Скартел", действующий по брендом Yota 30 августа продемонстрировал в Казани свою сеть LTE, установив 150 базовых станций. Однако по сообщению "Ведомостей", на следующий день она была закрыта по распоряжению Роскомнадзором, поскольку у оператора пока нет необходимых разрешений на эксплуатацию оборудования LTE.
15:44
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
По нашим оценкам, полноценные коммерческие сети LTE появятся в России не ранее 2012 года, когда будут более или менее урегулированы вопросы с частотами, появятся первые LTE-телефоны и модернизирована транспортная инфраструктура. За рубежом сети LTE запущены в коммерцию пока только в Швеции и Норвегии, в этом году ожидается запуск в США и Японии.

Скрыть ответы
11
12:39
Михаил
Как вы оцениваете перспективы двух новых игроков на рынке сотовой связи - "Основа телеком" и "Русэнерготелеком"? В случае, если им государство будет оказывать значительные преференции, смогут они составить конкуренцию большой тройке?
13:02
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Думаю, если ресурс все же попадет к кому то из них, то самостоятельного освоения не будет - будет так или иначе перепродажа действительным игрокам.
13:11
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
В СМИ была информация о том, что "Русэнерготелеком" прекращает борьбу за частоты. Не думаю, что регулятор будет оказывать значительные преференции компании "Основа Телеком". Резонанс в телекоммуникационном сообществе был достаточно высок, когда появились слухи о возможной передаче частот этим компаниям вне конкурса.

Скрыть ответы
10
12:37
Дима
Что вы думаете о перспективах развития Скартел? Форально компания первой застолбила за собой позиционирование "оператора 4G". Удастся ли им сохранить лидерство в этом сегменте? Или фирму скорее всего купят крупные игроки? Насколько им удалось создать ценный бренд? Т.е. будут ли их покупать собственно за гудвил?
12:51
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Компания имеет сильный и узнаваемый бренд, отличных менеджеров, построила крупнейшую в мире сеть мобильного WiMAX, демонстрирует неплохие операционные и финансовые показатели. Я думаю, что вне зависимости от того, будет ли компания развивать сеть мобильного WiMAX или LTE, она сохранит лидерство в сегменте 4G, по крайней мере в ближайшие 1-2 года. Важно, что у компании есть реальный опыт развертывания и эксплуатации новой технологии, причем сильно загруженной сети в Москве. Уверен, что есть немало желающих купить Yota, весь вопрос, как обычно, в цене. Не думаю, что со сменой состава акционеров, что-то сильно изменится.

Скрыть ответы
9
12:11
Инк
Почему так затянулось распределение частот 4-го поколения? Какие у вас версии?
12:26
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Я думаю, версии те же, что были при выделении частот 3G, а до того и 2G в ряде случаев. Дефицитный частотный ресурс, экономическая стоимость которого растет от поколения (связи) к поколению, очень важно распределить правильно.
12:40
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Основная причина - это, конечно, традиционный для России дефицит свободного частотного ресурса. Порядка 90% частотного спектра в стране закреплено за силовыми структурами, за правительственной связью, относится к категории "совместного использования" (частные компании должны согласовывать свою работы на конкретных частотах с военными и другими ведомствами). Для сетей LTE требуются достаточно широкие полосы частот, найти которые проблематично.

Скрыть ответы
8
12:10
Виктор,  инвестор
Какие мобильные сервисы сейчас пользуются наибольшим спросом у абонентов? ожидаете ли вы изменение этих предпочтений в обозримом будущем?
14:42
Кирилл Бахтин,  аналитик ТКБ Капитал
В настоящее время мобильные абоненты в России активно используют новостные порталы, социальные сети и поисковики. В Западной Европе и США по оценкам ComScore на первое место уже вышли следующий контент-услуги: музыкальные, игровые порталы – мобильные развлечения, потребляющие большой объем трафика. Различие можно объяснить более долгим опытом использования мобильных развлечений у западных абонентов и ценовой доступностью адаптированных для этого устройств, таких как i-Phone. В ближайшее время в России мы будем видеть изменение предпочтений и у российских абонентов, в первую очередь среди молодежи и людей среднего возраста.
15:49
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Передача данных в мобильных сетях - это сейчас основной драйвер рынка VAS, сегмент, который растет на 50-60% в год в денежном выражении. В будущем операторы сделают попытку сегментировать и отдельно тарифицировать услуги в рамках мобильного ШПД - например, Skype, видео-по-запросу (VoD), мобильное видеонаблюдение и пр.
15:53
Константин Каменев,  руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам"
Два года назад главным драйвером была новая услуга RBT. Сейчас это мобильный интернет и микроплатежи. Популярность мобильного интернета во многом также обусловлена появлением поколения мобильных устройств, делающих веб серфинг достаточно удобным. Что ущут в сети абоненты? Это мобильные версии поплуярных социальных сетей, сервисов знакомств, мгновенных сообщений, новостных порталов, взрослый контент.
Крепкие позиции у игр для мобильных устройств. В отличие от кастомизированного контента (мелодии, картинки) игры по-прежнему востребованы.
Возможности аппаратов открывают новые горизонты разработчикам приложений. Телефон теперь и устройство для чтения электронной почты, корректировки документов, управления личными финансами, органайзер и многое другое. Популярность набирают геотаргетированные сервисы.
Я согласен с Кириллом, что поколение, которое не мыслит существование без мобильного устройства и сформирует новую культуру его использования.

Скрыть ответы
7
10:31
Антон М.
Почему внедрение в России мобильной связи 4-го поколения идет ужасно медленно? Ведь развитие 4G выгодно всем. Покрыто всего несколько городов. А что с остальными городами, пригородами, поселками и деревушками? Там ведь тоже есть большая потребность в качественном и недорогом доступе в интернет!!! Когда же!!!
13:54
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
На мой взгляд, большинству операторов требуется модернизация опорных сетей в целях увеличения их пропускной способности, что потребует немало времени и средств. Текущая инфраструтура была создана в 90-е годы (у МРК, которые будут присоединены к Ротселекому, еще раньше) для передачи голоса и базируется, главным образом на медных и радиорелейных каналах, что не позволяет предоставлять услуги мобильного интернета на высоких скоростях. Во многих городах Европы, например, нет 4G, при этом скорости ин-та намного выше.

Чтобы оценить насколько выгодны будут капиталовложения в модернизацию сетей, операторам надо точно представлять какой будет спрос на данные услуги. Возможно, пока нет понимания того, что инвестиции окупятся.

На мой взгляд, поселки и деревушки будут подключены в последнюю очередь, так как это экономически не выгодно: доход на абонента там будет низкий, а капиталовложения высокие.
14:32
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Самые главные причины задержки 4G - это отсутствие у потенциально крупных игроков частотного ресурса под LTE и нерасторопность российского регулятора в плане реформирования законодательства о частотном регулировании. Если говорить о строительстве сетей 4G далее 30-ти километровой зоны от крупных городов, то это операторам делать, как правило, не выгодно. Там, прежде всего, обычно отсутствует транспортная телекоммуникационная инфраструктура или ее качество абсолютно не соответствует 4G. Поэтому стоимость доставки трафика в небольшие города и села будет для оператора слишком большой, и он не сможет доказать своим акционерам перспективность идеи выхода в места с низкой плотностью населения.

Скрыть ответы
6
09:52
андрей
не получится ли как со связью 3G ? сначало модемы 3G начали продавать, потом через два года запустили саму связь и деньги брали как с 3G, но связи было никакой, так работал МТС, БИЛАЙН, МЕГАФОН, получилось как в фильме "Начальник чукотки", как американцы впаривали чукчам патефон. г.Владимир
16:02
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Продажи модемов, поддерживающих 3G, действительно начались несколько раньше, чем были построены сети 3G. До этого времени их можно было использовать в сетях GPRS/EDGE. Тарификация в сетях 3G такая же, как в сетях GPRS/EDGE. Пользователю стоит критически относиться к рекламе и повышать свой технический уровень. Чтобы не быть чукчей, которому можно что-то "впарить" :)

Скрыть ответы
5
09:39
Murashka
Каковы перспективы Ростелекома по занятию рынка 4G?
13:55
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
К преимуществам Ростелекома можно отнести огромный ресурс господдержки.
К недостаткам - низкая эффективность и осутствие какой-либо платформы для создания сетей (у мобильных операторов уже есть хоть какие-то опорные сети ).
В моем понимании, перспективы операторов большой тройки на рынках передачи данных выглядят предпочтительнее.
14:47
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
"Ростелеком" уже фактически имеет частотный ресурс для развития LTE в нескольких десятках субъектов РФ, однако имеет ограничение по использованию только отечественного оборудования (скорее всего, это ограничение можно будет обойти путем локализации производства на территории РФ). Учитывая то, что за "Ростелекомом" чувствуется большая поддержка (стоит вспомнить, хотя бы, условия конкурсов по распределению частот в диапазоне 2,3-2,4 ГГц), можно предположить, что компании будет дан "зеленый свет" там, где другим загорится "красный". Вероятнее всего," Ростелеком" будет развивать 4G в том числе на базе инфраструктуры "Скай Линка". Если крупных сотовиков ("большая тройка", Tele2 и др.), а также Yota "допустят" к LTE, то шансов получить существенную (25-30%) долю рынка 4G у "Ростелекома" немного.

Скрыть ответы
4
23:10
Василий
Уважаеемые эксперты, скажите пожалуйста, а не превратит ли эта "гонка вооружений" услуги по передаче данных в низкомаржинальный бизнес: конкуренция обострится донельзя. А гигантские затраты и необходимость их отбивать останутся. И ещё, можем ли мы честно признать: 80% ресурсов сетей 4G будут эксплуатироваться под видеопотоки 20% абонентов безлимитных тарифов, по большей части развлекательные. Неужели такова цель прогресса - заменять настоящие радости жизни виртуальными?
12:21
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
Мобильные операторы работают с существенным запасом прочности, думаю борьба за выживание из-за снижения доходности им не грозит в ближайшем будущем, хотя конечно, постепенное её снижение происходит. Мы с Вами, как абоненты, оплатим всё. :)
Думаю да, такова цель прогресса - сделать "радости жизни" доступными "на кончиках пальцев" :) Хорошо это или плохо - Вам решать. Для того, чтобы остаться в "реале", лично я предлагаю взять палатку и гитару и отправиться в лес, например... Но это совсем другая история :)
12:57
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Действительно, маржа на рынке мобильной передачи данных снижается, что является закономерным. Слабые игроки будут выдавлены с рынка, а сильным, возможно, придется изменить свою бизнес-стратегию. Не исключаю, в частности, переход на модель дифференцированной тарификации трафика - когда разные типы данных (просмотр веб-страниц, Skype, торренты и пр.) будут тарифицироваться по-разному.

По поводу виртуальных радостей скажу кратко - у каждого есть выбор.
14:08
Кирилл Горячих,  аналитик Банка Москвы
Возможно поэтому операторы и не спешат вкладываться в модернизация сетей, так как пока еще не имеют четкого представления о том, какой будет спрос и что произойдет с ценообразованием. Согласен с Виталием, что "анлима" может и не быть, а за звонки, например, через Skype будет браться специальная плата.

Цель прогресса - это скорее увеличить эффективность работы, что выльется в бОльшие доходы. Страны с более развитыми телекоммуникационными рынками характеризуются более высоким уровнем экономического развития и, как следствие, более высоким уровнем жизни.

Скрыть ответы
3
22:22
bija089
Как вы считаете, государство должно присутствовать на этом рынке. Я считаю должно присутствовать. Иначе цену будут задирать по интернету и сговора не было между тройкой.
15:55
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
Не думаю, что присутствие государства в сегменте мобильного Интернета в плане тарифообразования пошло бы на пользу рынку. Роль государства - обеспечить здоровую конкуренцию, а рынок расставит все по своим местам, отрегулирует цены в соответствии с балансом спроса и предложения. А для предотвращения сговора между операторами по ценообразованию уже существуют соответствующие структуры.

Скрыть ответы
2
21:13
Бывший Злой,  Вольный трейдер
Когда, наконец, появится такой device, обслуживание которого будет стоить не более 300-400 руб./мес., и будет иметь безлимитку не менее стабильных 1000 кБит/с и пакет бесплатных минут и почти бесплатное общение внутри сети, чтобы заплатил и не задумывался, что там 2, 3 или 4 G?

Скрыть ответы
1
18:20
Прохожий
Насколько я знаю, производители еще не определились в определении 4g. Имеется ли ввиду WiMax или LTE? Какие технологии будет продвигать, на Ваш взгляд, "большая тройка"? Доработанную версию сетей 3g( например,HSPA-3,5g), что дешевле, или сразу LTE , например? Про EVDO, наверное, можно не задумываться отказа выдачи лицензий на CDMA? И какими могут быть тарифы, на Ваш взгляд? Составят ли они конкуренцию WiMax от "Скартела" или будут сопоставимыми?
12:04
Георгий Замышляев,  руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations
В отличие от производителей, а точнее от Международного союза электросвязи пресловутая "тройка", вероятно, определилась - ведь LTE гораздо "удобнее" с точки зрения использования его действующими операторами GSM/UMTS.
Что до тарифной политики - технология не единственный критерий выбора мобильного оператора, хотя и важный для многих - думаю, тарифная политика будет идти "намеченным курсом", то есть принципиальных скачков цен ни в ту ни в другую сторону мы не увидим...
13:05
Виталий Солонин,  ведущий консультант J'son & Partners Consulting
4G - это маркетинговое название, под которым обычно принято понимать технологии мобильного WiMAX и LTE, которые (при прочих равных) обеспечивают примерно одинаковых характеристики интернет-канала. "Большая тройка", на мой взгляд, выберет плавную эволюцию через технологию HSPA+, хотя если будет возможность развивать сети LTE (прежде всего будет доступен частотный ресурс), то и сети LTE в наиболее густонаселенных регионах с хорошим платежеспособным спросом. Тарифы будут зависеть от конкретной ситуации в том или ином регионе, но они не будут низкими, так как операторам придется "отбить" значительные инвестиции в сети.