Онлайн-конференции

Помощь
 
facebook
вконтакте

Российская экономика: восстановление или новое "дно"?

23.06.16 13:00
Российские власти сделали много оптимистичных заявлений на прошедшем ПМЭФ. Владимир Путин рассказал иностранным инвесторам об адаптации российской экономики к новым условиям, а финрынок РФ назвал самым открытым из развивающихся. Экономика полностью выйдет из рецессии в этом году, добавил глава МЭР Алексей Улюкаев. Несмотря на то что прогнозы про $25 за баррель нефти уже не актуальны, экономисты не разделяют такие заявления. Так, в Институте Гайдара считают, что даже умеренно-оптимистические настроения могут стать антистимулом для серьезных реформ. Они полагают, что экономика только сейчас проходит нижнюю точку кризиса, и положительные темпы роста будут достигнуты не ранее 2018 года. А в НИУ ВШЭ указывают на то, что за апрель-май состояние резко ухудшилось – "дно" пробито, и рецессия углубляется. Между тем, СМИ уже сообщили о решении ЕС продлить антироссийские санкции до января 2017 года, хотя из уст отдельных политиков звучат и сценарии того, как Европа могла бы пойти по пути постепенного смягчения ограничений.

Прошла ли российская экономика низшую точку текущего кризиса? Что может стимулировать экономический рост? Есть ли еще потенциал для снижения ставки ЦБ в этом году? Какие цены по нефти до конца года прогнозируют эксперты? Нуждается ли бюджет РФ в дополнительной корректировке? Реализуют ли власти планы по приватизации? Есть ли деньги для индексации пенсий и других соцпособий? Дал ли кризис толчок к структурным реформам? Какие риски для экономики РФ несет возможный Brexit и другие мировые проблемы?

Участники конференции:

Скрыть ответы
37
15:01
Информационная группа Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Удачи на рынке!

Скрыть ответы
36
14:50
Оскар777
Уважаемые эксперты,среди,я бы сказал, знаковых событий ПЭМФ 2016 лично мне запомнилось интервью вице-премьера Голодец О.И. в котором она на вопрос о призывах главы Банка России Набиуллиной увеличить пенсионный возраст, намекнула на то, что лучше бы каждый занимался своим делом, а также заявила о том, что из средств пенсионного фонда (видимо не вполне корректно) до сих пор финансируются программы в регионах опережающего развития - т.е.о какой нехватке средств может идти речь в ситуации, когда не определен приоритет целей и задач в российской пенсионной системе? Весьма также примечателен спор между министром экономического развития Улюкаевым А.В. и министром финансов Силуановым А.Г о цене нефти из которой г-н Силуанов намерен исходить в своих прогнозах перспектив экономического развития, вероятность наступления предсказанной Силуановым цены нефти Улюкаев анекдотично сравнил, если мне не изменяет память, с вероятность повстречать на улице зеленую обезьяну, а также интервью вице-премьера Шувалова И, где он с видом восторженной институтки рассказывал о захватывающих дух перспективах сотрудничества с одной и из крупнейших китайских компаний - "Алибаба групп", стремительно приближающейся по его словам к тому этапу своего развития, когда масштабы ее экономической деятельности будут сопоставимы с "пятой экономикой" в мире.Не могли бы вы прокомментировать эти события,которые, на мой взгляд, свидетельствуют и об отсутствии единства в оценке перспектив развития государства и об излишней идеализации действительности ведущими российским политиками и экономистами.
15:46
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
С моей точки зрения, приведенные вами примеры укладываются в картину мира, в которой у правительства нет глубокого понимания того, каковы балансы в российской экономике. Каждый блок пытается решать стоящие перед ним задачи без оглядки на экономику в целом. Более того, предлагаемые ими решения политически нейтральны. Вчера один блок провел пенсионную реформу, сегодня другой блок изъял деньги из пенсионной системы, завтра третий блок потратил их на военные расходы.

В нормальном случае, правительство должно было бы принимать решения, исходя из расчетов, принимающих во внимание весь спектр последствий. Но у правительства нет таких расчетов ни по одному вопросу. В виду того, как формируется экономическая политика, а именно - ее политическая ангажированность - ему это и не нужно. Поэтому любые высказывания руководителей министерств и ведомств необходимо тщательно фильтровать.

Скрыть ответы
35
14:24
Роман
Актуально ли сейчас называть российскую экономику развивающейся?
14:45
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
Разделение стран на «развитые» и «развивающиеся» не учитывает, что развитие – это процесс, а не конечная станция. Россию по разным признакам можно отнести в обе категории. Кроме того, в какую группу поставить те страны, которые решили не развиваться? Можно добавить категорию «экономика, уходящая в автаркию», а также «неразвивающаяся» экономика?
15:48
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Актуально. С точки зрения процессов и становления институтов - это развивающаяся экономика. С точки зрения уровня дохода на душу населения - это уровень, выше среднего, но еще не уровень высокого дохода, который имеют развитые страны.

Скрыть ответы
34
14:23
Корн
Уважаемые эксперты, ждете ли вы постепенного снятия санкций? Когда? Как будет это влиять на экономику России? Спасибо.
15:57
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Жду, но не скоро. Это будет влиять на экономику хорошо. Доступ к дешевым валютным кредитам даст новые возможности для крупных предприятий. Отношение к российским компаниям в целом улучшится.

Скрыть ответы
33
13:40
virinas
Было ли у акции сбербанка дно и уже никогда не будет,или дна не будет никогда уже?
14:06
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Про дно по Сбербанку пока не надо рассуждать, по нашему мнению. Так как экономика России начинает нащупывать пути выхода из рецессии и двигаться к верхней части экономического цикла, - соответственно, стоимость Сбербанка должна расти.
Наш целевой фундаментальный таргет по Сбербанку 175 рублей. Мы считаем, что, если не случится шоков в глобальном финсекторе (которые могут "придавить" оценки и не позволить фундаментальному апсайду реализоваться, направив акции искать новое "дно"), то диапазон 165-175 руб. - перспектива уже ближайших кварталов. Пока же курс акций Сбера находится в районе оправданного, с точки зрения внешних конъюнктурных факторов, диапазона (136-142 руб.). Мы считаем, что зонами, которые будут привлекать инвесторов на коррекциях, являются 115-125 руб.
14:59
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Сбербанк выглядит переоцененным к размеру своего капитала и причин для такой существенной переоценки (более 20%) я не вижу. Падение ставок по депозитам увеличит ЧПМ в 3 кв, но на фоне снижения ключевой ставки эффект будет не значительным. Эффект укрепления рубля также, на мой взгляд, уже отыгран. Динамика котировок заметно опережает темпы роста основных финансовых показателей, и в случае коррекции рынка инвесторы начнут в первую очередь продавать Сбербанк. Поддержка видится на уровне 110 - 115 руб.

Скрыть ответы
32
13:22
Инк
Господа, еще вопрос: почти все регионы, поголовно, назанимали кредитов, для покрытия дефицита своих бюджетов, под 12-14%. (банкам помогли - в кремле крепкое банковское "лобби") Т.е. регионы - "на счетчике". Доноров-регионов - на пальцах сосчитать... Плюс Правительство собирается занимать еще деньги... под такие же проценты... Иными словами - дело - швах и впереди пучина, а не какой-то подъем, про который мямлят постоянно улюкаевы-силуановы... Может я не прав? Спасибо.

Скрыть ответы
31
13:05
virinas
Уважаемые аналитики! Допустим мы резво восстановились,догнали и даже перегнали.
Что дальше? Новая эпоха сверхпотребления?
И еще - Восстановление идёт всегда, вот вопрос за чей счёт? За счёт размытия долгов нерадивых собственников и их обесценивания и перекладкой инфляции на всех трудящихся?

Скрыть ответы
30
13:01
Инк
Господа, не кажется ли вам, что российский фондовый рынок на сегодня - большой-большой (в рамках России, конечно) пузырь. Который надул ВТБ с парой-тройкой таких же игроков... Помнится при слабой нефти Сбер был ниже 20, ГП - 70 руб. А нынче необъяснимые хаи... Иностранцы ушли, наши "кукловоды" стараются вовсю показать в России "тишайшую гавань"... Это даже приватизацией не объяснить...
13:19
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Нет, не кажется. Российские компании стоят намного дешевле аналогичных на мировых рынках. При этом еще такие, как Газпром и Роснефть - мировые лидеры в своих отраслях по объему добычи. И У Газпрома при этом низкая долговая нагрузка. Уровни 2009 г - это следствие паники, маржин колов и нехватки ликвидности. Сейчас на рынке относительно спокойная ситуация.
13:26
Инк
Не то слово - благодушие и "именины сердца"... Но они и тогда были мировые... про долговые нагрузки... посмотреть еще... А дешевле они и должны стоить - из-за рисков, вплоть до политических. Не убедил, Георгий. Пузырь, думаю, присутствует...
13:30
virinas
"Российские компании стоят намного дешевле аналогичных на мировых рынках"-но есть маленький нюанс-у аналогичных нет наложенных санкций. или прорвёмся и порвём как грелку футбольные фанаты?
14:02
fn478501
серпом по "фаберже" всепропальщиков
18:33
dixi
стоит ли смотреть на индекс мамбы..? если - на индекс ртс, то все рисуется более адекватно, не так ли..

Скрыть ответы
29
12:59
virinas
Уважаемые аналитики, если это не дно, то где Вы ждёте новое дно - на уровне 2008 года, на уровне 1998 года или на уровне 1991 годов и 1929 годов?
13:22
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Скорее всего, нас ждет сценарий не "дна", а отставания по многим показателям, в том числе, и по капитализации, от стран с развитой рыночной экономикой в течение достаточно долгого времени. Иностранные портфельные инвестиции и так сильно сократились, остались, в основном, спекулятивные деньги.
13:50
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Если анализировать цикличность нашей экономики, то это примерно 2021 год. Говорить об уровнях этого "дна" на текущий момент довольно сложно и будет из серии "пальцем в небо", поэтому могу лишь обозначить примерные сроки:)
13:27
virinas
"граф считает счета на своём счету,счёт насчёт счёта,а с вами мы ещё свеедем счёты"-говаривал незабываемый Челентано. Дно насчёт дна,которое не дно,а просто отставание в "течении достаточно долгого времени"? Сколько себя помню так и говорили-впереди светлое будущее.
14:12
Н-Н
Дно будет, когда закончатся все Кудринские заначки.
19:21
kav1919
так кудринской заначки нет, он все деньги заложил в американские бумаги 2007-2008 году

Скрыть ответы
28
12:58
virinas
Уважаемые аналитики! Разделяете ли Вы мнение Грефа, что Россия осталась дауншифтером?

Скрыть ответы
27
12:57
Инк
Вопрос Н. Волчковой. Правительство "палец о палец" не ударило за 2 года в борьбе с системным кризисом в России. Потому денег на индексацию пенсий не будет ни нынче, ни на будущий год. Согласитесь ли Вы с моим утверждением, что с нынешней командой в кремле и кризис не победить, ни инфляцию, ни нищету и безработицу. А "дно" все еще впереди!
13:24
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Да, согласна. Правительство не имеет стратегии ни по одному направлению. Решения принимаются под давлением групп интересов. Деньги на индексацию будут только при хорошей цене на нефть, внутри экономики они не создаются.
13:47
Инк
Наталья, мы же прекрасно поняли с Вами, что имеем ввиду не правительство...

Скрыть ответы
26
12:45
V
А если все-таки Брекзит состоится - что коненчо сейчас выглядит маловероятным - как это может отразиться на экономике России в условиях европейских-то санкций? Или наша экономика все больше закрывается от влияния других экономик - есть такой тренд?
13:26
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Никак на России это не отразится напрямую. Только через изменение курса рубль-евро.
13:28
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Рынки заметно потрясет в случае принятия решения о выходе. Российская экономика в чем-то потеряет, в чем-то найдет. Например, уменьшится число противников Северного потока. Сейчас Великобритания покупает, в основном, дорогой норвежский газ. Не исключено, что в результате этих процессов в газовом вопросе возобладает здоровый прагматизм. Но с другой стороны, если это случится, то единства в Европе будет меньше. А ЕС важный торговый партнер России. Мы не заинтересованы в рецессии в Европе, поскольку экспортируем ежегодно туда сырья на $160 млрд.
19:21
kav1919
всем устроили шоу

Скрыть ответы
25
11:53
vector
Как вы считаете, какие бюджетные проблемы сейчас основные? Еще сокращать расходы нужно? Есть ли решение проблем с пенсионным фондом - дефицитом?
12:41
Александра Суслина,  руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы
Главная бюджетная проблема - нехватка средств в среднесрочной перспективе. Масштабы резервов очень незначительны по сравнению с ожидаемыми объемами дефицита. Самое правильное, что можно было бы сделать с точки зрения бюджетной консолидации, это снизить расходы на оборону и тп., но вряд ли такое решение "соответствует" взглядам нашего политического руководства. Поэтому обычным гражданам вскоре придется столкнуться либо с повышением налогов, либо с сокращением расходов на социальную политику, здравоохранение и пр, либо и с тем и с другим вместе... К сожалению...
13:28
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Согласна с Александрой. Нет долгосрочной бюджетной стабильности. Все определяется ценой нефти, резервный фонд тратится быстро без оглядки на будущее. Силовое лобби очень сильно, социальное - слабое. В результате бремя бюджетного дефицита ложится на население.
13:39
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
На сегодняшний момент бюджетный кризис сохраняется. Тем не менее, мы полагаем, что более агрессивное сокращение расходов будет достаточно трудным для осуществления, поскольку все статьи и так подверглись оптимизации. В случае сокращения соц.расходов это может привести к нежелательным последствиям в соц.сфере.
15:23
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
На мой взгляд фраза «еще сокращать расходы» несколько неточна, так как расходы федерального бюджета за январь-май сократились всего на 4% относительно января-мая 2015 г., тогда как доходы упали на 13% к аналогичному показателю прошлого года. Так как увеличение доходов за счет повышение налоговых ставок теперь особенно нежелательно, правительство ищет иные способы пополнения доходной части (напр. закон о КИК и т.п.). Однако без оптимизации расходов вряд ли обойдется, так как дефицит в 4.7% ВВП (а именно такой результат за январь-май 2016 г.) не является устойчивым уровнем в долгосрочном плане.
15:37
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Основная насущная проблема - не допустить роста уровня долга к ВВП выше 20% (сейчас около 18%). При этом попытаться сохранить социальные обязательства. В этом году дефицит удастся закрыть, но затем, если поступления не увеличатся, придется чем-то жертвовать.
Более отдаленная проблема - пенсионные обязательства. Ставшая традиционной заморозка изъяла более 1 тррлн руб., и встанет вопрос о возвращении этих средств.
13:02
virinas
может главная проблема в отсутствии финансовой системы?
13:31
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Точно не главная. Главная - в отсутствии стратегии развития экономики и следования этой стратегии. Развитая финансовая система позволяла бы сглаживать шоки, но не обеспечивала бы долгосрочное развитие экономики. В США и Европе - развитые фин рынки в свою очередь могут привносить значительные нестабильности в экономику.

Скрыть ответы
24
11:38
макс
Когда закончатся деньги в резервном фонде, что будет с рублем? у него есть вообще дно при такой финансовой политике? Путин сказал, что ограничения движения капиталов не будет.Значит 100-150? или больше? Медведев четко же сказал---денег нет.
12:44
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
С экономической точки зрения, Резервный фонд это всего лишь задолженность ЦБ перед правительством и Минфином т.е. право Минфина эмитировать рубли в пределах размера имеющихся резервов не спрашивая формального разрешения у ЦБ. При этом, когда Минфин “тратит” резервы, он по сути просто передает ЦБ энное количество валюты в обмен на рубли (напрямую потратить валюту просто технически невозможно т.к. в России имеют хождение рубли, а не доллары/евро). При этом, вопреки данным пару лет назад обещаниям, ЦБ похоже не продает (http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?prtid=valint) полученную валюту на рынке, прибавляя ее, по всей видимости, к “своим” резервам и увеличивая рублевую денежную массу на объем выданных средств.

Итак:

- "трата" Резервного фонда по большей части не более чем перекладывание ЗВР из одного кармана в другой;

- сейчас из-за этого происходит фактически эмиссионное финансирование дефицита бюджета (достаточно глянуть на динамику денежной массы) и это уже заложено в текущий курс рубля. Если деньги в фонде закончатся, особо ничего не изментся.
12:45
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
Минфин недавно привел данные о расходовании средств Резервного фонда в мае. Согласно этим данным, за май было использовано 390 млрд руб. К слову, в апреле траты были такими же. В итоге на 1 июня в Резервном фонде оставалось примерно 2,55 трлн руб. Если Минфин продолжит финансировать дефицит бюджета с тем же темпом, что и в апреле-мае, то весь фонд будет потрачен примерно за 7 месяцев.
13:36
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
По заявлениям Минфина, в 2017 г. может начать расходоваться ФНБ. При этом мы не видим причин, способных оказать сильное влияние на позиции нац.валюты, т.к. фактической продажи валюты на открытом рынке не происходит, а де факто происходит покрытие дефицита бюджета за счет запущенного печатного станка.
13:40
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Резервов хватит приблизительно на 3 года при нынешнем уровне цены на нефть. Гораздо опаснее, если будет расти уровень долговой нагрузки. При повышении уровня долга к ВВП выше 20% есть риск столкнуться с резким сокращением притока, а возможно, и с оттоком иностранных инвестиций. Это ухудшит ситуацию в реальном секторе, что может обернуться разгоном инфляционных ожиданий. которых уже нечем будет гасить, если резервы будут исчерпаны. Сырьевой экспорт не будет драйвером восстановления экономики, поскольку его придется придушить налогами и по максимуму ужать тарифы. Новые заимствования за рубежом будут затруднены, а любая эмиссия на внутреннем рынке будет разгонять инфляцию. Примерно так выглядит негативный сценарий. Чтобы этого не произошло требуется постоянный рост цен на нефть и / или структурные преобразования в экономике.
13:04
virinas
а западные аналитики предрекают "богатение" трудящихся России. Неужели врут,обнадёживая?
14:21
Н-Н
Рано или поздно напечатанные деньги попадут на валютный рынок и ЦБ вынуждено будет продавать валюту, что бы не допустить сильной девальвации рубля до 150 и выше за доллар. Данный курс обрушит всю финансовую систему России.

Скрыть ответы
23
11:37
Вадим
Насколько сейчас удачный момент для входа на российский рынок акций? Можно ли считать текущую ситуацию "дном", при котором можно удачно купить акции непотопляемых гигантов российского рынка (Газпром, Сбер, Роснефть), ожидая их роста в перспективе 1-3 года?
13:48
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Из нефтегазовых бумаг лучше выглядят Газпром и Лукойл. Сбербанк я не рекомендую покупать на текущих уровнях.
15:38
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Если финансирование инвестиций в рублях, то момент не самый удачный – рублевый индекс ММВБ находится в районе исторических максимумов. Если финансирование инвестиций в долларах или евро – то момент выглядит удачным, т.к. долларовый индекс РТС находится около половины исторически максимального значения. Иллюстрация к этому комментарию – с начала 2016 г. индекс ММВБ вырос на 7-8%, тогда как индекс РТС вырос более, чем на 20%.
19:23
kav1919
заходить в бумаги сейчас рано, пусть немного просядут

Скрыть ответы
22
10:39
stastu
Как отразилось на фондовом рынке решение об увеличении дивидендов госкомпаниями? Что можно ждать от этого в течении года? Имеет ли смысл держать эти бумаги или всё отыграно?
12:54
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
Первоначально сообщения о планируемом увеличении доли прибыли, направляемой на дивиденды, привели к росту цен акций соответствующих компаний. Например, акции Газпрома на этих новостях подорожали во второй половине апреля почти на 16%. Однако по факту цифры оказались иными, что и привело к коррекции почти к прежним уровням. Безусловно на рынке есть акции, размер дивидендов по которым делает их похожими по доходности на депозит (например, Сургутнефтегаз пр), но также не нужно забывать и про волатильность (колебания их цен), которая может кратно превышать потенциальный дивиденд.
14:53
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Изначально новость была воспринята позитивно, тем не менее, неготовность некоторых компаний следовать дивидендным директивным правительствам полностью стерла эффект. Сейчас интересны скорее просто компании с высокой дивидендной доходностью (особенно с учетом приближающихся эксдивидендных дат) - это Э.ОН Россия (7%), Северсталь (11%), МТС (9,8%), Сургут преф (18%), Башнефть преф (8,5%).
15:38
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Увеличение размера дивидендов для госкомпаний носит разовый характер с основной целью – пополнение доходов бюджета, несмотря на долгосрочные потребности компаний в капитале для инвестиций в свой бизнес. В краткосрочном плане это положительно для инвесторов, но уже в значительной степени «отыграно» рынком. После выплаты повышенных дивидендов возможно заметное снижение цен акций этих компаний на неопределенное время.

Скрыть ответы
21
10:18
Ольга
Как сильно упали реальные доходы россиян за последние два-три года?
12:18
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
Реальные располагаемые денежные доходы населения (т.е. с коррекцией на инфляцию и обязательные платежи) в мае 2015 года упали на 6,4% г/г. В мае 2016 года к этому уровню падение составило еще 5,7% г/г. Основная причина - резкое ускорение портебинфляции.
13:10
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
Падение реальных располагаемых доходов населения беспрерывно продолжается с ноября 2014 года (т.е. уже 19 месяцев подряд). Если смотреть по годам, то в 2014 году они снизились на 6,2% (декабрь-к-декабрю) и на 0.7% в среднем по году, в 2015 году - соответственно на 0,8% и 3,5%, за пять месяцев 2016 года снижение составило в среднем 4,9%.
13:59
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
В 2014 году реальные располагаемые доходы населения в среднем снизились на 0,3%, в 2015 г. - на 3,8%, с на чала этого года - на 4,8%.
19:24
kav1919
пока не вижу что упали, полно народу в магазинах

Скрыть ответы
20
10:08
granuu
Уже 25 лет в России с периодичностью в среднем 5 лет происходят обвалы национальной валюты (1991-1992, 1994, 1998, 2004 (кризис банковской ликвидности, не все его помнят), 2008, 2014-2015).При этом люди теряют свои сбережения, предприятия лишаются оборотных средств. Резко возрастает стоимость кредита, промышленность (кроме сырьевых отраслей). Доля России в мировом ВВП в течении этих 25 лет неуклонно падает.
Причём определяют экономическую политику, "рулят" одни и те же лица - Улюкаев, Кудрин, Греф, Набиулина, Ясин и т.д. И сейчас эти люди твердят то же самое, что четверть века назад.
Или эти "экономисты" за четверть века так и ничему не научились, или они осознанно проводят политику уничтожения экономики России со всеми вытекающими.
Прошу обьяснить мне, в чём я не прав.
13:45
Наталья Волчкова,  профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Не совсем так. Перечисленные вами лица - это довольно либеральные экономисты, но все же это системные либералы. То есть предлагаемые ими реформы, хотя и имеют либеральное основание, но все же имеют и значительные уступки системе, очень часто по ключевым аспектам. Но предложить реформы - это еще не значит их реализовать. И на пути к реализации стоят значительные препятствия. Порой довольно либеральные инициативы после прохождения через Думу становятся своей противоположностью.
Уход Кудрина из правительства хорошо демонстрирует очень ограниченнные возможности даже самых известных системных либералов. Когда он попытался настаивать на принципиально важном вопросе бюджетного маневра - сокращение расходов на оборону - он вынужден был уйти. Поэтому я бы не преувеличивала значение либералов в формировании российской экономической политики последних 25 лет.
15:43
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Видимо, дело не в конкретных людях, а в том, что структура экономики не меняется долгое время, что и создает предпосылку к зависимости рубля от цены на нефть, а промышленности - от иностранных технологий. Посмотрите на структуру экспорта и импорта - она почти не меняется несколько десятилетий. Исколючением являются продовольственные циклы, где Россия выступает импортером чистым или экспортером зерна.

Скрыть ответы
19
09:15
Виталий,  г. Н.Новгород
В анонс конференции вынесен главный сегодня вопрос: "Что может стимулировать экономический рост?". А действительно, ув. эксперты, ЧТО? В мире существуют сотни/тысячи исследовательских институтов и центров, написаны тонны экономических книг и учебников, изучают эту науку десятки экономистов-нобелевских лауреатов и т.д., а земляне ... продолжают бороться с кризисами. Видимо, остается только надежда на помощь сверхразумных инопланетян, чтобы эти кризисы "взять да отменить"...
12:26
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
На мой взгляд, проблему стагнации может решить замедление инфляции до 3-4% годовых (и последующее устойчивое снижение % ставок в экономике на фоне заякоревания на низком уровне инфляционных ожиданий), чем собственно и занимается наш ЦБ удерживая высокую ставку и правительство, отказываясь от индексации пенсий, благо рейтинги пока позволяют. В свое время через дезинфляцию прошли многие страны. Например, в США в начале 1980-х для того, чтобы победить двузначную инфляцию тогдашний председатель ФРС Пол Волкер настоял на жесткой монетарной политике и ставка ФРС была резко поднята (в моменте она даже достигала 19% годовых и во многом спровоцировала рецессию). Зато потом в течении 15 лет американский фондовый рынок (вместе с экономикой) рос почти «вертикально» - индекс S&P-500 с 1983-го по 1998 год вырос примерно в 9 раз.
15:50
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Рост экономики стимулируют дешевые финансовые ресурсы, низкий уровень закредитованности и умеренные инфляционные ожидания. Если рассматривать ключевую ставку, то этот инструмент монетарной политики эффективен лишь при низком уровне инфляции, до 6 - 7% в год. Начинать надо со снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Она снизится сама по себе пари устойчивом росте цены на нефть, либо придется тратить резервы, но, как показывает практика, это тупиковый путь. Их хватает лишь на очень короткое время.
13:34
Инк
Тимур, вопрос: в России, по-моему, проблема неразрешима: или инфляция или ставка. А как в Европе и США добились низкой инфляции и, почти, нулевых ставок? Как в России этого добиться?
13:47
Н-Н
Не корректно сравнивать США и Россию. Россия не может напечатать 2,5 триллиона долларов для стимулирования экономики России. Есть два варианта роста экономики: обнищание населения - увеличения конкурентоспособности(зарплата должна быть - ниже Китайской в два раза - о чем говорит Кудрин в своей программе) и Прекращение утечки капитала за рубеж(импортозамещение, стимулирование инноваций - Глазьев). Двигатель экономического роста потребительский спрос - при Кудрине внешний спрос, Глазьев - ... Далее →
14:10
Инк
Согласен - США неудачный пример. Европа, да десяток стран с низкой инфляцией наберется и малыми ставками... В России эти понятия - взаимоисключающие друг друга...

Скрыть ответы
18
08:59
Виталий,  г. Н.Новгород
Давно и внимательно слежу за экономическими "прогнозами" Института Гайдара и особенно НИУ ВШЭ. Ни одного положительного отзыва или комментария за последние годы! Прекрасно знаю, что с экономикой у нас проблемы, но не настолько же, чтобы ТОЛЬКО все чернить. Невольно задаешься вопросом: а может они выполняют чей-то заказ, хотя я СОВСЕМ не сторонник теории заговоров...
12:45
Александра Суслина,  руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы
Но когда врач говорит, что пациенту плохо, он его "не чернит", а ставит диагноз. Чтобы вылечить. А вот когда пациент при смерти, а врач говорит, что "все хорошо", чтобы не расстраивать родственников - вот это уже настоящее преступление...
13:36
Инк
Лучше не скажешь... и это печально, а самое главное - надолго. И все понимают - пока путин и К у руля.
19:26
kav1919
меньше слушайте специалистов института Гайдара и Кудрина, они вам такие сказки расскажут, что вам сбежать захочется на луну

Скрыть ответы
17
06:09
сергей
Как будет выглядеть потребительский сектор экономики до конца года?. Стоить сейчас докупать акции потребительского сектора, если цены на нефть держатся стабильно?
12:33
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
На мой взгляд, российский потребительский сектор (речь идет в первую очередь о FMCG) будет восстанавливаться последним. Я рекомендую без плечей накапливать акции Ленты, М.Видео и Магнита на долгосрочную перспективу. Через 1-2 года они будут гораздо дороже. Собственно сам это и делаю в своем портфеле
13:54
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
Не думаю, что акции данного сектора в обозримой перспективе (до конца года) смогут стать лидерами по темпам роста. К слову, падение оборота розничной торговли вместе с располагаемыми доходами населения продолжается уже более полутора лет, розничное кредитование, некогда бывшее драйвером роста потребления, также близко к стагнации. В итоге ждать роста финансовых показателей и соответственно восстановления привлекательности бумаг потребительского сектора до изменения тренда в показателях доходов населения на мой взгляд не приходится.
15:13
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Учитывая, что потребление пока остается крайне слабым, а восстановление ожидается только в следующем году, мы бы рекомендовали на такой короткий срок присмотреться к бумагам других секторов: из нефтянки можно посмотреть на дивидендные бумаги - это префы Сургута и Башнефти, из электроэнергетики - Россети, Интер РАО, ФСК ЕЭС.
15:53
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Потребительский сектор всегда восстанавливается первым, вытаскивая остальные. Но чтобы это произошло и на этот раз, должен начаться рост реальных доходов населения. Индексацию зарплат и пенсий, скорее всего, ожидать можно не ранее, чем через год.
13:23
virinas
анекдот в тему-"Рэбе,когда будет дороже. -Так ведь уже было."
14:31
Н-Н
Серега. Доходы населения падают и будут падать дальше. Сейчас бюджет пополняется из резервного фонда. Деньги закончатся и доходы населения обрушатся еще. В ближайшие 3 года при стабильной нефти ловить нечего. Покупать можно будет когда бюджет будет без дефицитный при нефти в 80$.

Скрыть ответы
16
06:06
сергей
Какие перспективы роста ММВБ вы видите до конца года? Где вы видите цену на нефть до конца года?
12:36
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
ММВБ жду выше 2000 пунктов. По нефти солидарен с EIA (http://www.eia.gov/forecasts/steo/) -хорошо если в диапазоне 45-50 останемся.
13:24
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
До конца года наш таргет по ММВБ - 2150 пунктов, по нефти Brent - 45-46 долл./барр.
14:07
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
Мы ожидаем постепенного роста цен на нефть до $60 за брл Brent к концу года, так как несмотря на сохранение давления на нефтяные цены со стороны ОПЕК, мы полагаем, что
сформировавшаяся относительно низкая цена ограничит предложение сланцевой нефти
США на фоне резкого снижения инвестиций в добычу нефти в США и уменьшения количества буровых установок, что чревато снижением добычи в среднесрочном плане.
Кроме того, низкие цены стимулируют спрос. В частности, Китай за январь–май текущего года увеличил импорт нефти на 16,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Тем самым, переизбыток добычи над спросом нефти сойдет на нет к концу года.
15:36
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
По ММВБ – будет неплохо, если удержим уровень около 1900. Нефть $55-57/bbl Brent
16:08
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Нефть будет расти в случае повышения ставки в США. При цене на нефть в диапазоне $60 - 70 рынок может вырасти на 10 - 15% от текущего уровня. Но сейчас рынок больше зависим от внешнего фона.
13:51
virinas
"До конца года наш таргет по ММВБ - 2150 пунктов"-весь вопрос через какое дно.
14:33
Н-Н
Я бы сказал через какой курс рубля к доллару?
19:27
kav1919
вот тебе до ММВБ в этом году 1770

Скрыть ответы
15
02:00
alex19601701
Скажите, пожалуйста,уважаемые эксперты. Все экономисты говорят про структурные реформы. И все знают, что начать их может только один человек. А что делать с такими проблемами как кризис недоверия? Общество не доверяет бизнесу, бизнес не доверяет государству (и вывозит деньги из страны в офшоры), государство не доверяет человеку. И машина антибизнеса кошмарит его. А страх государства перед глобализацией? А отсутствие у государства и граждан страны действительно какой-то длинной на несколько десятков лет ГЛОБАЛЬНОЙ цели? Как повернуть Россию и её экономику, идущие в другую от прогресса сторону, на правильную дорогу?
12:46
Александра Суслина,  руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы
С нашей политической реальностью вопрос перешел в разряд риторических...
14:46
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
Можно выстраивать систему сдержек и противовесов, что увеличивает доверие.

Скрыть ответы
14
22:07
Лора,  ПиарофСтайл
Добрый день, прочла на РБК, о том что после выборов президентов в США,не важно кто выиграет гонку,на 99% возможен обвал доллара, так ли это? Что об это думают многоуважаемые эксперты? И если сегодня при росте нефти, по всем объективным причинам (покупка валюты нашим центрбанком) доллар при этом продолжает рост, до какой отметки это всё может продлиться ?

Скрыть ответы
13
21:22
nikolz
Добрый день, Исторически так уж сложилось, что провозглашение реформы на Руси всегда предшествует развалу государства (1917, 1985), а подъему экономики предшествует полное разрушение существовавшей до подъема.--------------------------
Вопрос: Как Вы думаете, история повторится?Если да, то что должно произойти в России вслед за объявлением реформ?

Спасибо

Скрыть ответы
12
20:29
Андрей Иванович
Уважаемые эксперты, видите ли вы вообще какие-то действительно изменения, которые можно назвать реформами? За последние лет пять..
12:52
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
Банк России долго собирался перейти к инфляционному таргетированию, но в конце 2014 г. это случилось, что, на мой взгляд, весьма существенная реформа. Это позволило экономике РФ пройти два шока (от снижения цен на нефть и прекращения доступа к внешнему долговому рынку) без резкого роста безработицы и без резкого снижения объемов производства в большинстве секторов за исключение автомобилестроения.
Есть еще ряд реформ, которые менее заметны, например, в среднем образовании идет укрупнение школ в холдингах. Выводы пока неоднозначны.
Реформа пенсионной системы на самом деле перечеркнула предыдущую реформу, ждем новые идеи по накопительной компоненте...
13:14
Н-Н
Реформа Российской академии наук, национальная гвардия, открываются новые особые экономические зоны и т.д. Работа кипит.
13:18
virinas
к Н-Н-может пора бороться с "перегревом"? Бернанке начал в 2008,загодя до 2029 года
14:48
Н-Н
С перегревом экономики борются повышением % ставок. У нас этим занимаются.

Скрыть ответы
11
20:28
Сток
Какую роль сыграли наши ответные санкции - что дало нашей экономике, какой удар нанесло Европе, Турции и тд? Смысл был экономический?
13:37
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
С точки зрения инфляции наши ответные санкции привели лишь к ускорению темпов роста цен в России. Дополнительный вклад в общую инфляцию по итогам 2014 года по оценкам Банка России составил 2,5 процентных пункта (это почти пятая часть итоговой инфляции за 2014 год). В Европе, являющейся нашим основным торговым партнером, это ускорило обратные, т.е. дефляционные процессы (наряду с падением цен на энергоносители). Учитывая, что высокая инфляция не дает Банку России снижать ставки с тем темпом, как многим хотелось бы, что в результате снижает доступность кредита и тормозит развитие экономики, не думаю, что эти меры принесли российской экономике пользу.
13:57
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
Запрет импорта поддержал производство мяса и сыров. Например производство сыров в 2015 г. увеличилось на треть по сравнению с объемами в 2013 г. (до санкций). В производстве мяса рост не столь высокий, но существенный. На самом деле Росстат свел в одну таблицу все данные по секторам, находящимся под защитой санкций. Сотрите здесь http://www.gks.ru/free_doc/new_site/import-zam/1-1.xls
Что касается сыров, то ситуация однозначно благоприятна для производителей. Однако не все сектора нарастили производство. Видно, что импортозамещение например в производстве рыбы не идет. Тем самым санкции наносят вред в основном потребителям, так как ограничивают доступ к данному продукту или приводят к росту цены на него.
15:01
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
В принципе, импортозамещение в какой-то мере подстегнуло восстановление промышленности, тем не менее нельзя его назвать основным источником. Да и улучшение производственной активности крайне не равномерное в отраслевом разрезе и, к сожалению, пока совсем не сопровождается восстановлением потребительской и инвест.активностью.
15:37
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Контрсанкции как мы с вами видим оказали поддержку российским производителям сельхозпродукции (однако далеко не всем!), а так же частично поддержали сегмент внутренних туристических услуг. Что касается экономического смысла в этих маневрах, то здесь все же стоит отметить, что политика была в авангарде.
16:18
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Запрет импорта продовольствия и ориентация на закупки внутри страны снизили спрос на валюту со стороны импортеров не менее чем на $10 млрд. Это способствовало удержанию рубля от более сильного падения. Росстат ведет статистику импортозамещения: произвоство с/х продукции по категориям выросло на 6 .. 8%, тенденция роста устойчивая.

Скрыть ответы
10
20:04
Permyak-
Санкции продлены, ждем взлета валюты по отношению к рублю? Ведь внешние рынки закрыты, а значит снова будут "пылесосить" рынок, внешние выплаты и корпоративный долг никто не отменял.
12:51
Елена Василева-Корзюк,  начальник аналитического отдела "АК БАРС Финанс"
За прошедшие несколько лет пик выплат по внешнему долгу был пройден, и теперь график погашений не предполагает проблем, так как во-первых объем долга уменьшился, а во-вторых продление санкции не является сюрпризом, и заемщики подготовились заранее. Объем погашения по внешнему долгу составляет примерно $8 млрд в месяц в текущем году против более $20 млрд в конце 2014 г. За вычетом внутригрупповых операций, которые не оказывают давление на валютный рынок, оставшаяся часть долга не превышает поступления валюты от экспорта (по текущему счету платежного баланса), и тем самым не приведет к ослаблению курса рубля, в случае сохранения цен на нефть выше $40 за брл.
15:37
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Не разделяю данную позицию. Средств в иностранной валюте, в т.ч. для исполнения обязательств достаточно, график погашения долга более «мягкий». Ключевым ориентиром остается динамика нефтяных цен.
16:23
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Влияние санкций на курс рубля минимальный. Объем внешних обязательств рефинансирован в значительной части до 2018 г. Да и как показало размещение 10 летних облигаций внешние рынки не так уж закрыты, если Минфин годов платить премию 3,5% в долларах к ставке денежного рынка.
13:15
virinas
честный аналитик?-браво!так держать!

Скрыть ответы
9
18:09
Андрей
Не кажется ли вам, что ЦБ медленно идет по пути снижения ставок - никакого эффекта их действия, стимулирующего, для экономики уже нет?
12:30
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
ЦБ в рамках политики таргетирования инфляции не может позволить себе проведения слишком мягкой монетарной политики в условиях, когда инфляционные риски находятся на высоком уровне и во многом зависят от внешних переменных (цены на сырье к примеру). Поэтому регулятор занял осторожную позицию. Кроме того, в этом году влияние Банка России на ситуацию на денежном рынке искажается операциями Минфина по продаже валюты из резервов для финансирования дефицита бюджета, которую за рубли покупает ЦБ, что по сути, является эмиссией по нулевой ставке процента. Это привело к насыщению рынка рублями и к снижению ставок на МБК даже без понижения ключевой ставки. Другой вопрос в том, что банки не слишком активно кредитуют реальный сектор, вероятно, опасаясь роста невозвратов в текущей ситуации.
15:37
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
У ЦБ иная первоочередная задача – инфляция.
16:25
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
При высокой инфляции эффективность такого инструмента как ставка резко снижается. ЦБ в этом вопросе больше наблюдает и следует за рынком, чем управляет процессом. На денежном рынке ставки давно были на ~50 бп ниже ключевой.
13:14
virinas
ждут роста экономики,тогда закредитуют по самые небалуйсь?

Скрыть ответы
8
18:09
Stown,  рыночник
Помогла ли девальвация??
12:48
Тимур Нигматуллин,  финансовый аналитик ГК "ФИНАМ"
Давайте посмотрим. Если бы к концу 2014 года не был введен плавающий курс, то уже где-то к 4 кварталу 2015 года Россия полностью исчерпала бы ликвидную часть ЗВР т.к. пришлось бы ежемесячно трать на поддержку рубля в рамках валютного коридора оценочно по $30-50 млрд. Таким образом, переход к плавающему курсу все равно рано или поздно состоялся бы, но где-то на год позже. При этом, последующая девальвация, по всей видимости, была бы гораздо более жесткой из-за отсутствия резервов и недоверия на этом фоне к национальной финансовой системе. Впрочем, возможен был и другой вариант развития событий. Например, Россия могла бы жестко ограничить движение капитала и импорт по примеру Аргентины, Венесуэлы, Нигерии или Украины. Скорее всего, это бы привело к сильному дефициту потребительских товаров (в той же Нигерии запретили импорт даже пластика и зубочисток). Само собой, поддержка нацвалюты дорого обошлась бы промышленности: крепкий рубль удвоил бы спад промпроизводства и, как следствие, ВВП т.к. отечественная продукция не получила бы ценового конкурентного преимущества на отечественном и зарубежных рынках.
15:37
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Частично, не всем. В большем выигрыше оказались экспортно-ориентированные компании (металлурги, химики, нефтяники). При этом строительство, производство машин и оборудования, текстильное производство продолжают пребывать не в лучшей форме. Отдельно стоит упомянуть затянувшийся спад в оптовой и розничной торговле на фоне сокращающихся доходов и низкой инвестиционной активности.
13:13
virinas
уважаемый эксперт!назовите примеры цивилизованных стран которым "помогла инфляция"?
14:42
Н-Н
virinas Цивилизованные страны развиваются на внутреннем спросе, для них девальвация вредна, так как убивает потребительский спрос. Россия 1998 год. девальвация привела к росту экономики.

Скрыть ответы
7
17:22
сергей
Какие финансовые инструменты могут выстрелить в этом году

Скрыть ответы
6
17:17
сергей
Стоит сейчас формировать инвестиционный портфель, из энергетики и нефтегазовых бумаг. Какой сектор бумаг посоветовали приобрести до конца года.
15:37
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Если речь идет об электроэнергетике, то следует подождать выплаты дивидендов, а потом покупать подешевевшие акции. В отношении нефтегазовых акций следует определиться. Если инвестор делает ставку на дальнейший рост цены на нефть, то можно покупать и сейчас почти все акции отрасли. Если делается ставка на приватизацию, то следует обратить внимание на Роснефть и Башнефть. В обоих случаях – риск высокий. Просто до конца года из других отраслей - можно посмотреть на акции Дикси, Мегафона, РусАл, Алроса, Система.
16:35
Георгий Ващенко,  начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс"
Не исключаю, что Роснефть скорректируется на 10 - 15% после приватизации. Лучше рынка в секторе будут Сургут, Газпром, Лукойл и Новатэк.

Скрыть ответы
5
16:41
fn478501
Какой лаг (запаздывание) у российской экономики по отношению к ценам на нефть и остальные сырьевые ресурсы? Очевидно майское2016 снижение есть следствие падения цен на нефть в январе-феврале 2016г. Когда ждать подъем в экономике на отскоке нефти к 50S за барр.?
15:07
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Выход в плюс ВВП ожидаем со 2 кв. 2017 года
15:38
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Лаг составляет от 3 до 6 мес.

Скрыть ответы
4
16:05
mares
Восстановление по какому показателю? И в чём адаптация, если "восстановление" произошло синхронно с двукратным ростом цен на нефть от низов? Сейчас есть некоторое восстановление спроса в некоторых сегментах из-за растущего рубля, но от наших руководителей это вообще не зависит, они могут только комментировать происходящее, но не не влиять.

Скрыть ответы
3
15:52
Олег
Вопрос: денег нет в бюджете, как говорит Медведев, или все-таки есть - только на что они тогда есть?
12:07
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
По цифрам, которые приводит Федеральное казначейство по состоянию на 01.06.2016 г. наиболее крупными статьями расходов федерального бюджета являются такие статьи как "Пенсионное обеспечение" (22,6%), "Национальная оборона" (22%), "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (11%), "Национальная экономика" (9%).
12:51
Александра Суслина,  руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы
Денег в бюджете мало. Вернее даже сказать - недостаточно, чтобы профинансировать все, что нужно профинансировать. Дальше идет вопрос о приоритетах - что нашему правительству кажется наиболее важным. Судя по всему, самое важное сейчас - это оборонка и правоохранительная деятельность - более трети всех расходов федерального бюджета! На это деньги есть...
15:38
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
Действительно бюджет остается в ощутимом дефиците, и на фоне прежних расходов секвестрование текущих трат выглядит как «денег нет». Так за первые пять месяцев текущего года дефицит бюджета РФ составил 1,5 трлн. руб. (4,5% ВВП). Год назад за этот же период дефицит составлял порядка 1 трлн. руб., или 3,7% ВВП. При этом средняя цена на нефть Brent в январе-мае 2015 составляла $58,5, а в январе-мае 2016г. лишь $39,5. С учетом известной зависимости бюджета от нефтегазовых доходов ситуация вполне закономерна. Однако не стоит воспринимать ситуацию как критическую. Правительство вынуждено максимально аккуратно подходить к вопросу госрасходов. Деньги «есть» на статьи "Национальная оборона" и "Социальная политика", на остальное «немного не хватает».
13:12
virinas
м2-пора наращивать ускоренными темпами?
13:30
mares
Или конфисковать вклады населения, это более четверти ВВП, при дефиците бюджета 4-5% надолго хватит...
13:43
Инк
Недавно услышал - на оборонку 50% в 2015 году...
14:03
fn478501
слышал звон ...

Скрыть ответы
2
15:16
Анна У.
Какая сейчас ситуация с инвестициями в рос.экономику? иностранными и внутренними..
11:55
Андрей Верхоланцев,  главный аналитик УК "РОНИН Траст"
Иностранные инвестиции в Россию, по данным ЦБ РФ, за последние два года значительно сократились. Так, если в 2013 году их размер составил $69,2 млрд, то в 2014 году - уже $22 млрд, а по итогам 2015 года - лишь $4,8 млрд. Динамика внутренних инвестиций также отрицательная: в 2014 году их спад составил 2,4%, в 2015 году - уже снижение на 8,1%.
14:12
Екатерина Крылова,  главный аналитик "Промсвязьбанка"
Иностранные инвестиции в Россию в 2015 г. сократились в 4,5 раза - до 4,8 млрд долл. (в ср. за год). Что касается инвестиций в основной капитал, то здесь с 2013 г. наблюдается снижение (также в терминах средних по году). В 2015 г. в среднем инвестиции снизились на 8%. По итогам 1 кв. 2016 г. темпы снижения инвестиций в осн.капитал замедлились до 4,1% г/г.
15:38
Денис Давыдов,  главный аналитик "Нордеа Банка"
По итогам 2015г. спад инвестиций в основной капитал превысил 8%. Хуже картина была лишь в 2009г. когда снижение превышало 13%. Как это не парадоксально выглядит, но под большим ударом оказались производители с/х продукции и легкой промышленности, несмотря на активные призывы и различные программы по импортозамещению. В текущем году ситуация как ожидается выправится, но показатель все же останется в области отрицательных значений (~3%). Основными препятствиями по-прежнему остаются «неуверенность в будущем и отсутствие правовых гарантий собственности». Наиболее заметным инвестором остается пожалуй лишь государство и компании с государственным участием.

Скрыть ответы
1
15:15
Алик
Сорос сказал, что Россия превращается в мировую державу, в то время как Европейский союз разваливается… Можно ли как-то это заявление вообще с экономической стороны рассматривать или это только политика – например, экономическая сила ЕС идет на спад (пик пройден), а у РФ еще все впереди и она на подъеме??