Онлайн-конференции

Помощь
 
facebook
вконтакте

Президентские выборы в США: прогнозы, риски и влияние на финансовые рынки

28.07.16 13:00
Госсекретарь США Хиллари Клинтон официально стала кандидатом в президенты от демократов. Она - первая женщина в Штатах, которая баллотируется на высший государственный пост. Клинтон заявила, что готова творить историю страны. Чуть раньше республиканцы официально выдвинули своим кандидатом миллиардера Дональда Трампа. По данным опросов, Клинтон и Трамп очень близки друг к другу по уровню поддержки избирателей. Выборы пройдут в США 8 ноября 2016 года, но традиционно большая предвыборная кампания уже привлекла много внимания и отразилась, в том числе, на настроениях на фондовых площадках. В последнее время американский рынок уверенно штамповал все новые и новые рекорды на фоне достаточно оптимистичной экономической статистики. При этом важнейший вопрос для инвесторов – намерения ФРС по ужесточению политики. Рынки ждут от регулятора более четких сигналов о его плане по возможному повышению ставки.

Каковы политические и экономические риски для США при победе того или иного кандидата? Какое влияние на рынки оказывает ход президентской предвыборной кампании? Почему рынок США показывает такой подъем в последнее время? Выглядит ли этот рост надежным? Каким может быть влияние выборов в США на мировые рынки в целом? Как текущее положение экономики США сказывается на ситуации во всем мире? Каковы прогнозы по рынкам и доллару на конец лета и осень? Какие сектора на американском рынке привлекательны сейчас для инвесторов? Когда стоит ждать повышения ставки ФРС?

Участники конференции:

  • Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ
  • Сергей Алин, заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
  • Александр Апокин, руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
  • Игорь Клюшнев, начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
  • Илья Прилепский, руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
  • Олег Реут, старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
  • Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
  • Илья Фролов, старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
  • Михаил Аристакесян, руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
    Показывать ответы
    Скрыть все ответы
Скрыть ответы
31
15:00
Информационная группа Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Удачи на рынке!
15:02
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемые участники он-лайн конференции, искренне надеюсь, что сформулированные позиции экспертов, в т.ч. по оценке нынешнего этапа выборной кампании в США, будут востребованными. – Большое спасибо информационной группе «Finam.ru» за предоставленную возможность быть услышанным. Большое спасибо всем, кто посчитал важным узнать мнения, которые, конечно, не могут быть сведены к одной-единственной формуле, поскольку было бы наивным полагать, что состояние и динамика наших отношений с Америкой определяются исключительно личностью нового хозяина Белого дома и что существует какой-то легкий, безболезненный способ вывести российско-американские отношения из того глубокого кризиса, в котором они сегодня оказались.
15:03
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Благодарю всех участников за интересные вопросы и ответы
16:42
Оскар777
Согласен с Олегом Реутом - это очень здорово, что руководство информационной группы "Finam.ru" стало уделять больше внимания рассмотрению на конференциях именно политических аспектов и оценке политических рисков. Плохо это или хорошо, но политические процессы все чаще становятся неким опережающим индикатором экономического развития, в том числе, глобального экономического развития. Думаю, что происходит это оттого, что по протеканию именно политических процессов - часто нюансам этого ... Далее →

Скрыть ответы
30
14:40
Дмитрий
Как вы думаете, если победит Трамп, то можно ожидать снятие санкций с России?
14:51
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Не думаю, что он снимет американские санкции, так как это означало бы бросить вызов всем англо-саксонским элитам, на что он неспособен. А вот снизить нажим на Европу, чтобы она отменила или ослабила санкции - вполне может быть.
14:54
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Теоретически он может это сделать, согласия Конгресса для снятия санкций не требуется. На практике, вряд ли он будет заинтересован в ссоре с республиканскими элитами по этому вопросу, тем более что негативное влияние санкций на американскую экономику (в отличие от европейской) минимально.
14:57
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Дмитрий, позвольте ответить вопросом: почему Вы полагаете, что смена хозяина Белого дома может внести коррективы в представления американских политиков о ценностях сохранения территориальных границ государств-наций (nation-states)?
16:08
kav1919
ничего менять он не будет

Скрыть ответы
29
14:15
jon,  -
не считаете ли вы, что в США созрел пузырь на рынках, снова и очень большой, просто все не понимают, на чем он созрел?
14:44
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Конечно, можно говорить. И так называемые "умные" инвесторы это прекрасно понимают - они на таких пузырях за счет "глупых" и делают деньги. Самое важно - иметь представление о том, когда он начнет сдуваться, чтобы зафиксировать прибыль.
16:08
kav1919
скорее всего в 2017 году

Скрыть ответы
28
14:15
Лёс,  -
Что самое неожиданное может случиться на американских выборах? На чем рынки могли бы обвалиться? Ваши предположения, спасибо.
14:54
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
посмотрите, пожалуйста ответ на вопрос 1

Скрыть ответы
27
14:15
Оскар777
Уважаемые эксперты, видите ли вы какие-нибудь серьезные отличия нынешней кампании по выбору американского президента от предыдущих, в том числе, такие, которые могут свидетельствовать о качественных сдвигах в процессах формировании американской политической элиты, а также процессах формирования ее восприятия в широких обывательских слоях?
14:43
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Конечно, есть отличия, только о сдвигах в процессе формирования американской элиты я бы подождал говорить - она пока только переваривает происходящее
14:46
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Очень технологичная кампания. Очень тонкая по микротаргетингу. Только один заголовок. «Clinton Has a Team of Silicon Valley Stars. Trump Has Twitter». У республиканцев кандидатом номинирован популист и яростный критик вашингтонского истеблишмента.
Г-н Трамп мог бы, наверное, перевернуть нынешнюю, не самую лучшую страницу в американо-российских отношениях и начать новую главу без оглядки на «наследие» демократа Обамы. Г-жа Клинтон так или иначе будет продолжать линию нынешнего президента и во внутренней, и во внешней политике.


Скрыть ответы
26
13:58
Оскар777
Уважаемые эксперты,последние события связанные с попыткой государственного переворота в Турции, на мой взгляд, способствуют кардинальному изменению политической, а со временем, возможно, и экономической ситуации на Ближнем Востоке и, безусловно,серьезнейшим образом меняют расклад сил, особенно на фоне усиливающегося глобального экономического кризиса, в этом регионе, в том числе, между основными игроками: США,Россией,Евросоюзом, Турцией, Ираном и т.д. На фоне комментариев отдельных политологов - Сатановского и др.,странным образом не заметивших прогресса в беспрецедентном для истории Турции характере этих событий, когда народ, в том числе, оппозиция фактически выступили единым фронтом на защиту законно избранных органов власти, звучат и иные комментарии, свидетельствующие о, возможно, излишнем оптимизме в их оценке. Как вы оцениваете влияние данных событий на развитие российско-турецких отношений? Наметились ли уже сейчас заметные симптомы разблокировки российско-турецких экономических проектов?
14:06
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Кардинальное изменение позиционирования Турции началось в 2010 году, признаком чего стал инцидент с Флотилией свободы. Турция фактически отказалась от основного завета Ататюрка - стремления в Европу - и стала позиционироваться как самостоятельная региональная держава.
Что касается перспектив российско-турецких отношений, то здесь все очень сложно. С одной стороны, наверняка по итогам встречи лидеров двух стран в августе будут сделаны громкие заявления и многие проекты сдвинутся с мертвой точки. С другой - в персоналистской политической системе, к которой движется Турция, интересы страны играют вторичную роль по сравнению с настроением лидера, поэтому апеллировать к рациональным аргументам при выстраивании диалога будет труднее, все большую роль будет играть фактор личных взаимоотношений, что может быть как плюсом, так и минусом.
16:11
kav1919
согласен

Скрыть ответы
25
13:41
Алла
Будет ли это важным (не только с исторической точки зрения), если президентом станет женщина впервые? Увеличится ли число женщин на постах и вообще к чему это может привести, к какому развитию?
13:50
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Не думаю. Здесь демократы копируют тактику технологов Обамы - изберем первого в истории чернокожего президента и все само собой наладится просто потому, что он первый. Клинтон за счет гендерного фактора пытаются придать эффект новизны, так как в глазах избирателя она является представителем интересов "старого" истеблишмента.
13:54
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Для Хилари, да, это будет безусловно важным фактором. Однако, учитывая, что в компании Трампа среди топов женщин больше, чем мужчин и з/п они получают, такую же как мужчины, то даже феминистки должны голосовать за Трампа, а не за Клинтон.
13:55
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемая Алла, если говорить не вполне серьёзно, то г-ну Путину будет сложно вести диалог с г-жами Клинтон, Меркель, Мэй. Если отвечать в сугубо теоретической плоскости, то ставшая классиком в этой области исследований Энн Тикнер пишет, что международные отношения, понимаемые как межгосударственные отношения, до недавнего времени отражали периферическое положение женщин во властных структурах, поскольку «в большинстве государств женщины находятся на периферии власти». Поэтому она исходит из того, что наиболее адекватным для понимания феминизма является широкий контекст мировой политики, рассматривающей деятельность не только государства, но и других акторов, в том числе и различных движений, международных организаций, транснациональных корпораций, хотя международные отношения никогда не ограничивались только межгосударственными.
14:07
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Число женщин на постах зависит прежде всего от партии, а не от конкретного кандидата: тренд к росту их доли наблюдается по всему политическому спектру, но для левоцентристских партий во всем мире он выражен намного сильнее. Гендерный фактор вообще очень важен в американской политике (так, согласно исследованиям, в 2012 г. Обама проиграл Ромни 46/54 среди мужчин, но выиграл 56/44 среди женщин), так что от Клинтон в случае избрания можно ожидать традиционного для демократов повышенного внимания к таким считающимся важным для женщин темам, как социальное обеспечение и планирование семьи.

Скрыть ответы
24
13:41
Колик
Уважаемые эксперты, что-то принципиально интересного есть в этой кампании в США? Все же как обычно... Такая уже сложившаяся система в США политическая, что никаких принципиальных изменений?
13:46
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Я бы не сказал, что ничего принципиально нового. Трамп как контрэлитный кандидат - это новое. Вопрос в том, реально ли он такой кандидат, или просто отбывает номер.
13:48
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Неизменность политической системы на протяжении десятилетий и веков – благо. Изменяемость и усложнение политических процессов – удивительная ценность.
13:53
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Пока не подведены итоги выборов - ничего принципиально нового. Кого только история не видела в роли кандидатов, но главное здесь не участие, а победа. Это не как в спорте, здесь большая политика. Трамп - очередной яркий представитель. Победит, будет большой прецедент.
13:56
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Согласен с Павлом, принципиально новое, что мы имеем кандидата, который не принадлежит к политической элите.

Скрыть ответы
23
13:40
alexander
Как вы считаете, не перегрет ли рынок США? S&P500 продолжает расти - стоит ли ожидать спада? Как большой внешний долг США может сказаться на фондовом рынке? Какого вы ожидаете "черного лебедя" в ближайшей перспективе?
13:45
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Конечно, перегрет, вопрос в том, когда он начнет сдуваться и насколько лавинообразный характер примет этот процесс. То же самое и с внешним долгом. А суть "черных лебедей" как раз состоит в том, что этих событий никто не ожидает и спрогнозировать их наступление не может - можно точно спрогнозировать тренд, но не момент наступления перелома.
13:56
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Согласен с коллегой. Черный лебедь на то и черный, что прилетает он без предупреждения. Тему Brexit комментировали все, и очень многие ожидали коллапса в случае выхода Великобритании. А сейчас такое ощущение, что ничего не произошло вовсе. Вот и на ФРС, бывает часто хотят возложить функцию рыночного палача. Но они ведь очень тонкие политики и все прекрасно понимают.

Скрыть ответы
22
13:27
Оскар777
Уважаемые эксперты, в последние годы мы являемся свидетелями феномена, который активно замалчивается на Западе, хотя и представляет, на мой взгляд,огромный интерес в качестве иллюстрации развития, а, быть может, иллюстрации деградации основных принципов демократии западного образца. Я имею ввиду многолетнюю интригу с различными выборами и референдумами на Западе, когда количество голосов "за" и "против" того или иного кандидата или предложения делится практически поровну. Эта интрига уже не первый год сохраняется в США на президентских выборах, совсем недавно мы наблюдали ее в Великобритании в ходе голосованию по "Брекситу" и т.д. Какие процессы политического, социально-экономического,социально-психологического характера стоят за этим феноменом, который просто не может быть случайностью?
13:42
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
В социальной психологии есть такое понятие - "спираль молчания". Это когда граждане думают одно, а говорят (в том числе и в соцопросах) часто противоположное, поскольку не хотят противоречить мнению, как они считают, большинства. Хотя это мнение зачастую навязывается им элитой через СМИ и обслуживает интересы меньшинства. Когда же спираль молчания начинает разрушаться, и происходят подобные процессы. Взять хотя бы рост популярности националистов в Европе - не в один же день произошел перелом в общественном мнении, но люди даже в соцопросах боялись признаваться в своих симпатиях, так как это считалось неполиткорректным. То, что мы видим сейчас в Америке, видели при Brexit и ранее - противостояние здравого смысла пропагандистской машине, контролируемой элитами. Спираль молчания начинает разрушаться, но процесс эрозии находится на раннем этапе - поэтому и "фифти-фифти". А раньше такой расклад был потому, что избиратель перестал видеть различия между кандидатами, которые представляли одну точку зрения - интересы элиты, но с разными "бантиками".
13:45
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Ваше наблюдение подтверждает интерес социологов и политологов к изучению казусов, при которых если ресентимент персонифицирован – например, г-н Трамп в текущей электоральной кампании в Соединенных Штатах Америки, то он набирает почти половину, но не добирает до победы. Конкретная персона пугает и мобилизует политкорректность. И совсем другое дело британский референдум – неперсонифицированные негодование и озлобление, которые связаны, прежде всего, с ощущением отчужденности, отодвинутости от возможности влиять на политические решения. В известном смысле, голосование за выход – это негодование простых людей как против британского истеблишмента, так и против брюссельской бюрократии. Как говорится, «оба плохи». Но также следует отметить, что никогда идея выхода из ЕС не была национальной повесткой дня. Это всегда был вопрос внутрипартийной дискуссии.
13:54
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
В двухпартийной системе близость результатов к 50/50 всегда является равновесным результатом (если, допустим, 60/40, то у проигравшей партии всегда есть стимул поправить программу вправо/влево и привлечь на свою сторону дополнительных избирателей с центристскими взглядами, в то время как у победившей такого стимула нет, пока ее рейтинг хотя бы чуть-чуть выше 50). Что касается референдума по Брексит, то он не дает основания говорить о каких-либо тенденциях как в разрезе Великобритании (где, например, на референдуме по Шотландии результат был намного менее "близким" - 55/45), так и в разрезе референдумов по вопросам ЕС (те же 55/45 и даже больший разброс на референдумах во Франции и Нидерландах в середине 2000-х). Наконец, близость результатов к 50/50 встречается отнюдь не только в западных демократиях, подобных результатов можно найти в последние месяцы и годы в странах от Перу до Сейшельских островов.

Скрыть ответы
21
13:06
Оскар777
Уважаемые эксперты,помнится еще в одной из книг академика Георгия Арбатова - известного эксперта-международника,основателя ИСКРАН, изданной, кстати, еще в СССР и состоявшей целиком из ответов и вопросов,он,будучи безусловно хорошо информированным человеком, утверждал, если мне память не изменяет, что в структуре оборонных расходов США порядка 60% всех выделяемых бюджетных средств направляется на зарплату военнослужащих и прочие расходы не имеющие прямого отношения к закупкам вооружений, их модернизации и т.д. Что изменилось с тех пор? Насколько обременительно сейчас для американского налогоплательщика содержание американской армии, значительная часть которой, как известно, вынесена за пределы США - военные базы за рубежом и т.д.,т.е. требует дополнительных расходов? Насколько этот фактор влияет на общий уровень стабильности американской экономики в настоящее время?
13:18
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
США - неоспоримый лидер по оборонным расходам, был, и видимо будет в обозримом будущем. И это один из факторов, обеспечиващих крепкие позиции доллара в мировой торговле и лидирующую долю в международных валютных резервах. По отоношению к номинальному ВВП США цифра в примерно 600 млрд долл. невелика - около 3.3% ВВП. Например для сравнения, сегодня вышли данные о том, что Россия отчиталась о военных расходах за 2015г., они составили 2.9 трлн руб. (3.6% ВВП). Как мы видим цифры сопоставимые, различие здесь лишь в размерах экономик.
16:16
kav1919
если страны перестанут вкладывать деньги в США, все рухнет

Скрыть ответы
20
12:54
Влад,  -
Когда теперь все-таки стоит ждать повышения ставки ФРС? Будет повышение до выборов или нет?
12:59
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Котировки фьючерсов указывают на 20%-ную вероятность повышения в сентябре и 50%-ную в декабре. Опрос экспертов от Reuters также показал, что повышения скорее следует ждать в декабре.
13:01
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
На наш взгляд ФРС до выборов всё-таки предпочтёт не повышать ставку. скорее всего как и год назад, в декабре повысят.
13:11
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Заметное влияние на рынки оказывает не только повышение ставки, но и динамика ожиданий по этому действию. Верояность повышения до декабря 2016г. стабильно держится с марта на уровне 40-45% (с небольшими провалами в начале года на фоне волатиильности и после Brexit). Мое мнение остается неизменным - повышения ставок ФРС больше не будет, а с 2017г. регулятор вновь перейдет к аккомодационной политике для купирования рисков рецессии. Если это действительно так, то ближе к концу года мы можем увидеть обратный процесс - доллар начнет сдавать свои позиции (которые пока по индексу DXY выглядят весьма крепко), а это поддержит рисковые активы и высокодоходные валюты, в том числе и рубль. Конечно, пока в это сложно поверить, т.к. динамика рубля и нефти с начала года подозрительно напоминает сезонность прошлого года.
13:17
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Считаю, что в сентябре ФРС повысит ставку, но на величину меньшую, чем 0.25%. Например, на 0.15%. Отсутствие повышения вызовет больше беспокойства, чем увеличение показателя, так как риторика членов ФедРезерва сейчас такова, что они не видят существенных рисков для американской экономики. Статистика также указывает на подъём. По-прежнему запланировано два повышения до конца года и лучше делать это на заседаниях, после которых Йеллен даёт пресс-конференцию. Таких заседаний в этом году тоже осталось два - сентябрьское и декабрьское. Соответственно, вполне вероятно, что на этих двух встречах мы увидим изменение ставки и Йеллен на пресс-конференции подробно объяснит этот шаг.

Скрыть ответы
19
12:54
Мэри,  -
Каковы прогнозы по американским индексам и доллару на конец лета-осень-конец года?
13:27
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Текущие уровни по S&P500 соответствуют консенсус-ожиданиям стратегов, участвующих в опросе Bloomberg (2152 пунктов). Последние недели мы видели стремительное снижение уровня ожидаемой волатильности (VIX 12.7), поэтому без каких-либо негативных сюпризов Америка может удержать как миниму текущие значения по индексам. Основной фактор поддержки - обратные выкупы и дивиденды. Так, суммарный пул направляемых американскими компаниями денежных средств на обратный выкуп акций и выплату дивидендов в текущем году может превысить 1 трлн долл., что станет новым историческим максимумом. Компании США на протяжении 3 лет подряд выплатят более 100% чистой прибыли. Несмотря на поступательный рост капитализации американского рынка, дивидендная доходность и buyback yield демонстрирует повышение, повышая привлекательность вложений. К тому же, мы ждем дальнейшего насыщения рынка дешевой ликвидностью со стороны ЕЦБ, Банка Японии и Банка Англии и ослабление опасений ужесточения монетарной политики в США. Впрочем, все это не отменяет возможность резких коррекций, но они пока быстро выкупаются. Что касается динамики доллара, то до ноября-декабря я не вижу оснований для сильных колебаний как вверх, так и вниз по индексу DXY.
13:29
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Думаю, что в августе тренд индекса S&P500 будет преимущественно боковой - некоторый рост и снижение, а в итоге к концу лета примерно на текущих уровнях в районе 2140-2170 пунктов. Осенью растущий тренд продолжится и в декабре есть хорошие шансы увидеть индекс выше 2250. Доллар немного снизится относительно евро, думаю курс будет в районе 1.13 в конце августа. Дальнейшая динамика будет зависеть от политических европейских решений.

Скрыть ответы
18
12:46
hoholltd
Добрый день! При победе Трампа рынки США будут больше гулять и на этом будет можно лучше выбрать позицию. Значит выгоднее выигрыш Трампа для нас. Я правильно думаю или нет?
13:10
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Если говорить о волатильности, то да, победа Трампа означает большую неопределённость, и соответственно изменчивость цен. Однако по мере прояснения курса его действий, этот фактор будет нивелироваться.
13:28
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Победа Трампа может стать еще одним катализатором для роста волатильности, как это было с Brexit. Но глобально говорить о том, чья победа будет выгодна для России довольно сложно, время покажет, и многое еще может измениться.
13:33
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Согласен с Михаилом относительно того, что Трамп для рынка означает бОльшую неопределенность, нежели победа Клинтон. Думаю, что президентом будет Хилари и это будет воспринято рынком позитивно.
13:45
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Соглашусь с Ильей. Еще неясно, что будет лучше непосредственно для РФ. Не нужно забывать, что есть не только рынок ценных бумаг, где замешано очень много спекуляций и т.п., но и реальная экономика. Не исключено, что победа Трампа принесла бы на рынки повышенную волатильность (ну и пусть), но при этом позволила бы перезагрузить двусторонние отношения между нашими странами. Это лишь один из возможных сценариев.

Скрыть ответы
17
12:15
Ольга В.,  -
В чем ключевые различия для американской экономики в программах Клинтон и Трампа?
12:36
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Об этом рано сейчас говорить, свои программы кандидаты обнародуют позже, когда начнется прямое соревнование между ними. Пока же идет "обмен любезностями" на уровне эмоций. Впрочем, я и дальше не жду какого-то серьезного соревнования между программами как таковыми. Ставка будет делаться на разницу в образе кандидатов: Клинтон как представитель традиционного истеблишмента и Трамп как "представитель брошенных элитой американцев". Команды обоих кандидатов будут выпячивать сильные стороны каждого образа. Вообще в мировой политике разница в программах, в том числе и экономических, стирается - политики все больше вынуждены действовать ситуативно и реактивно.
13:03
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
На данный момент никаких оформленных программ у кандидатов нет. Учитывая, что Трамп бизнесмен, скорее всего он будет более склонен к снижению налогов, чем Клинтон.
13:26
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемая Ольга, г-н Трамп не связан наследием даже бывших республиканских президентов, тем более что эти президенты сами открестились от него, не приехав на съезд. Разумеется, ни о какой последовательной, целостной программе г-на Трампа пока говорить не приходится. Он может оперировать любыми лозунгами, хоть каждую неделю произвольно менять свои позиции и не бояться вступать в любые тактические коалиции. Это трудный противник для демократов, и складывается впечатление, что они пока «играют от обороны», отдав Трампу большую часть политического поля. Но при этом важно понимать, что программа г-жи Клинтон есть естественное продолжение того, что реализовывал президент Обама.

Скрыть ответы
16
11:06
Alexey,  сам по себе
у меня есть акции США в среднесрок. если не брать другие аспекты, стоит ли перед 8 ноября закрыть позиции (и победа какого кандидата может наиболее негативно отразиться на LONG позициях)?
13:32
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Как показывает многолетняя практика, коррекция на американском рынке быстро выкупаются. Не думаю, что победа Трампа как-то кардинально изменит сложившуюся парадигму. Пока американские компании генерируют прибыль и направляют ее на дивиденды и проводят обратные выкупы упасть рынку США будет сложно.
13:36
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Если купленные вами акции показывают рост, то не стоит их продавать. Статистика такова, что после выбором рынок чаще всего растет, потому что как минимум уходит неопределенность относительно кандидата.
13:41
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Алексей, я бы часть позиции зафиксировал (50%). Было бы логично так поступить, так как риски есть и немалые. Просядет рынок - подберете свои акции на откате, а если перейдет к новой фазе роста - своего не упустите, днем больше, днем меньше..
14:06
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
При среднесрочных позициях фактор противостояния на президентских выборах Клинтон-Трамп на мой взгляд не следует особо сильно принимать во внимание.

Скрыть ответы
15
10:42
Денис,  студент
Скажутся ли выборы в США на России и других развивающихся странах?
13:25
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Денис, политический процесс в США явно вышел за рамки привычных схем. Последствия событий, произошедших нынешней весной и летом, будут ещё долго сказываться на жизни Америки и всего мира. Однако Брекзит, Ницца, Эрдоган и так далее – из этого же ряда.
13:37
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
На фондовые рынки развивающихся стран выборы в США окажут небольшое влияние.
13:38
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Денис, думаю, в этом не стоит сомневаться. Все разговоры о том, что мы самостоятельная страна и нас очень опосредованно касается все происходящее во вне, утопичны. Рынки развивающихся стран напрямую зависят от рынков развитых. Существует термин "аппетит к риску", который растет или увеличивается от всех таких моментов. Рынок ценных бумаг РФ "ходит" за Америкой, нефтью, в общем, глобальными моментами. Вопрос в том, какая реакция будет. Возможно, уход Барака Обамы смог бы освежить двусторонние отношения, которые сейчас явно оказались в большом тупике. Так что не хочется быть пока пессимистами. Будем следить и держать руку на пульсе.

Скрыть ответы
14
10:41
Денис,  студент
Что сейчас интересно для покупки в США -какие акции самые перспективные? Как я могу купить их из России?
13:44
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Учитывая многообразие выбора на фондовом рынке США мы рекомендуем составлять диверсифицированные портфели, т.к. наиболее перспективные акции подразумевают обычно довольно высокий уровень риска, и учитывая текущую весьма неспокойную ситуацию в мире, как в экономике, так и политики, мы считаем нерациональным исключительно концентрироваться на компаниях с высокой изменчивостью цен. В ФИНАМЕ есть ДУ, КУ и аналитическая поддержка по американскому рынку. Вы сможете выбрать активы исходя из собственных отраслевых предпочтений и толерантности к риску.

Купить из России, причём не только в Питере, но и в США тоже, Вы можете, например открыв в счёт в Финаме, причём, при желании, даже в АО "ФИНАМ", которое полностью регулируется российским законодательством. Комиссионные одни из самых низких в мире $0,003 за ценную бумагу, но не менее $1 за поручение.
13:48
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Наиболее приоритетным направлением для инвесторов в этом году являются компании сектора коммунальных услуг. Они мало известны за пределами США, так как чаще всего работают именно внутри страны. Но это самый дивидендный сектор - средний дивиденд составляет порядка 3.5%. Крупнейшие компании сектор Duke Energy (DUK), NextEra (NEE) и Southern Company (SO) платят, 4%, 2,7% и 4%, соответственно. В этом году этот сектор растет уже на 20%. Его обычно выбирают в условиях неопределенности на рынке, а в этом году её много. Думаю, сектор так лидером и останется и ещё подрастет. Также интересны технологические компании - вновь порадовал продажами Apple, учитывая коррекцию в акциях этой компании и скорый выход нового iPhone, интерес к акциям в ближайшие месяцы сохранится. Facebook, Amazon, Alphabet - интернет-лидеры сейчас также и лидеры по динамике роста акций.
Купить акции США в России можно на Санкт-Петербургской бирже через брокера, у которого есть к ней доступ.

Скрыть ответы
13
06:57
kav1919
Ставку не подняли, есть вероятность американский и наш рынок начнут тянуть вверх, есть вероятность надувания пузыря на рынке, тогда возникает вопрос, когда лопнет этот пузырь. После выборов президента США или в январе 2017 года?
08:56
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Думаю, все-таки попозже, но пузырь определенно уже близок к пиковым показателям.
13:32
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Пока говорить об этом рано. Пузырь бывает достаточно эластичным. Лопнуть он может, когда этого никто не будет ждать. Так обычно и бывает. И сверхполитичная ФРС может и не быть таким спусковым крючком.
14:10
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Основной пузырь в США не на рынке акций, а на рынке гособлигаций. Как показывает пример Японии, такой пузырь может надуваться гораздо дольше, чем можно себе представить.

Скрыть ответы
12
01:40
николай
что вы ожидаете от каждого из кандидатов в свете экономической политики? Сможет ли Трамп провозгласить некий "новый курс" и решить проблему госдолга США?
08:55
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
От Клинтон - ничего. Возможно, что от Трампа ожидания тоже завышены, и он будет "ассимилирован" американскими элитами после избрания. Однако проблема американского долга обостряется, и любому президенту придется иметь с ней дело, и решать нужно сейчас, десяти и, похоже, даже пяти лет уже нет. Думаю, если будет провозглашена доктрина изоляционизма, это станет удобным предлогом для пересмотра внешних долговых обязательств. Только сделано это будет очень многоступенчато и изящно, не так грубо, как в России в 1998-м, и информационные спецоперации, вроде "количественного смягчения", также покажутся на этом фоне весьма простыми. А американские элиты будут здесь ни при чем - "Трамп не наш".
12:16
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
По некоторым пунктам позиции Трампа и Клинтон довольно схожи (повышение минимальной зарплаты, увеличение инвестиций в инфраструктуру, отказ от урезания пенсий и госпрограмм в области здравоохранения). Расходятся они в том, что касается энергетики (Клинтон - за стимулирование использования зеленых источников и дестимулирование использования угля и углеводородов, Трамп - против последнего) и налогов (Трамп предлагает снизить максимальную ставку подоходного налога c 39.6% до 25%, а ставку налога на прибыль - с 35% до 15%, Клинтон - напротив, повысить налоги для наиболее обеспеченных слоев населения). Теоретически, Трампу могло бы быть проще реализовать хотя бы часть своих замыслов (в случае его победы, обе палаты Конгресса практически наверняка останутся за республиканцами), чем Клинтон (практически никто не ожидает, что демократы вернут контроль над Палатой представителей, даже в случае ее победы), но надо понимать, что экономические предложения Трампа в явном виде ведут к раздуванию дефицита, что идет вразрез с идеями республиканцев в Конгрессе.
13:25
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Николай, спасибо за вопрос. В первом приближении ответ мог бы быть следующим. Президент Х. Клинтон продолжит реализацию того курса, который оформился за последние восемь лет. Президент Д. Трамп будет вынужден корректировать свою популистскую риторику при первом же соприкосновении с реалиями постэлекторальной коалиции элит.
14:13
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Учитывая богатый опыт Трампа в дефолтах и банкротствах, то такие навыки, возможно, окажутся весьма полезными. :)

Скрыть ответы
11
17:07
Pit1
Считаете ли вы высокой вероятность резкого сокращения военных расходов США (в общем и частности по блоку НАТО)в случае победы Д. Трампа. И не станет ли тогда фондовый рынок США и (или) сырья ещё более привлекательным, из-за снижения дефицита бюджета, что обеспечит новые высоты и максимумы на фондовых рынках США, сырьевых товаров?
08:50
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Действительно, Трамп впервые за десятилетия кандидат от республиканцев, который не связан с оборонным лобби. Кроме того, вполне возможно, что в случае своего избрания он провозгласит доктрину изоляционизма, что предусматривает существенное сокращение военных расходов. Но это также предусматривает и другие, более резонансные шаги, последствия которых трудно просчитать и на фоне которых сокращение военных расходов будет выглядеть не самым серьезным фактором.
11:59
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Следует понимать, что бюджет в США формируется Конгрессом. В случае победы Трампа можно со 100% вероятностью сказать, что контроль и над Палатой представителей, и над Сенатом останется за республиканцами, и притом вовсе не за изоляционистской их частью. Поэтому резкого сокращения военных расходов ожидать не стоит.
12:09
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Соглашусь с коллегами,
1) Трамп не оказывает решающего влияния на военный бюджет
2) США на втором сроке Б. Обамы уже сократили международные операции, и эта политика будет продолжаться
3) Изменятся требования к военному бюджету, что подразумевает его реструктуризацию, но вовсе не обязательно рост. Рост среднего уровня международной конфликтности потребует от вооруженных сил совершенно других задач (грубо говоря, не масштабных войн, а большого количества спецопераций), многие из которых требуют не сверхдорогих проектов вроде JSF/F-35, а легко коммерциализируемых, масштабируемых и за счет этого софинансируемых решений (по аналогии с современным рынком высокотехнологичного стрелкового оружия).
13:24
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Полагаю обоснованным говорить о победе кандидата-республиканца не раньше середины октября. Не могу согласиться с оценкой «победа г-на Трампа очень возможна». Для аргументированного обсуждения очень важно смотреть на результаты социологических исследований в августе-октябре.
13:30
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Пока я бы не стал так говорить. Трамп многое обещает в процессе предвыборной гонки, это логично. Но если он окажется у власти, то будет первое время осматриваться и не совершать резких движений. Скорее уж рынок быстрее спекулянты, чем фондовые сдвиги в экономике США.

Скрыть ответы
10
16:30
Энди
Если ставку повысят в этом году - доллар сильно вырастет? Как сильно на рубле это отразится?
13:24
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Энди, полагаю, что на динамику рубля в значительно большей мере окажет влияние изменение режима международных санкций и шоковая корректировка импорта/экспорта.
13:27
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Энди, давайте не будем ориентироваться лишь на ставку США. Вполне вероятно, что доллар вырастет до 70+ рубль/доллар и безо всяких решений по ставке. Аргументация: власти РФ в последние недели завуалированно намекнули, что при такое нефти рубль больно бодро себя чувствует. А это может означать, что опять начнут покупать валюту на пополнение фондов и т.п. В прошлом году было именно так. Все же понимают, что для бюджета при такой нефти нужен слабый рубль, иначе не исполняется. Банк России может ставку еще попонижать, что также стабильности нацвалюте не добавит. Однако, если ставку уже США повысят, то цепная реакция может Россию может затронуть быстрее, и рубль вполне может ослабнуть на 10+ процентов.
13:51
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Согласен с коллегами. Динамику курса USDRUB слишлом многофакторная, чтобы объяснять ее лишь общим движением по доллару (относительно других мировых валют), роль здесь играют и цены на нефть, и исполняемость бюджета, и состояние торгового баланса, и обязательные платежи в том числе по внешнему долгу. Пока конъюнктура складывается в пользу плавного ослабления курса рубля, но негативного влияния на экономических агентов это не окажет, т.к. ослабление по-видимому не будет шоковым. Рубль некоторое время назад был чемпионом по укреплению среди мировых валют, наверное, настало время для корректировки - на конец года ждем курс USDRUB 68.5 при нефти Brent 47 долл./барр.
13:53
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
В большей степени на курс рубля окажет влияние динамика цен на нефть. Ждем, что до конца года котировки марки Brent останутся в районе $50 за баррель, то есть курс российской валюты также будет меняться в небольшом коридоре.

Скрыть ответы
9
16:28
Инвестырь
На рынке присутствует высокая неопределенность относительно монетарной политики ФРС в среднесрочной перспективе. Почему ФРС не дает четких сигналов?
11:48
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
ФРС обозначила, что приоритетом для изменения монетарной политики будут
1) ситуация на рынке труда. При уровне безработицы в США менее 5% доля экономически активного населения не выходит за 63%, это почти на 4% трудоспособного населения ниже среднего уровня 2000-2007 гг. или (если очень грубо и примерно) 18 млн. трудоспособного населения, которые не нашли и перестали искать работу после кризиса. пока признаков улучшения ситуации не наблюдается.
2) внешние шоки. сама ставка ФРС является источником турбулентности, кроме того, ряд существенных событий за рубежом (финансовые кризисы в Китае, BrExit) начал оказывать влияние на финансовый рынок США. Шоков немало, и "неожиданный" исход выборов - возможный пример такого шока, ФРС нужно к нему готовиться.
3) (обозначена главной) инфляционный риск по Core PCE (дефлятор базовых потребительских расходов) устойчиво около 2.0%, сейчас на уровне 1.6-1.7%, во многом под влиянием снизившихся цен на бензин (хотя это влияние уходит). Здесь пока нет риска, что придется поднимать ставку.
Соответственно, у ФРС есть все причины медлить с повышением ставки до уровней, когда для рынков компаний это станет заметно. Небольшие символические повышения, на мой взгляд, скорее будут рассматриваться как сигнал оптимизма по отношению перспективам к американской экономики. Но ФРС в июне скорректировала вниз весенний прогноз роста (явно завышенный) - то есть избыточный оптимизм по поводу перспектив в прогнозах исчез. Я бы рассматривал это как сигнал, что ФРС постарается (в отсутствие инфляционных рисков) держать ставку низкой до момента окончания выборов, то есть до конца года.
13:20
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Потому что давать четкие сигналы сейчас - дело очень неблагодарное. ФРС - организация очень политически подкованная. Они не могут ничего обещать в условиях неопределенной экономике. Есть базовые уровни, о которых уже написал Александр. При достижении их начинают действовать активнее. Но сейчас ситуация неоднозначная: то один индикатор недостаточно стабилен, то другой.
13:54
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
ФРС старается влиять на рынок не действиями, а изменением ожиданий по этим действиям. Что же касается сигналов, то обычно они возникают уже непосредственно перед изменением ставки, по крайне мере, в конце прошлого года рынки были готовы к ее движению и это не стало шоком. Значит, время для конкретики еще не пришло.
13:56
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Это не в правилах ФРС давать совсем уж чёткие сигналы. Однако, в период руководства Джанет Йеллен политика ФедРезерва объясняется гораздо яснее, чем раньше.
14:21
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
ФРС в своих решениях вынуждена ориентироваться не только на экономическую ситуацию в США, но и на состояние мировой экономики. Подняв ставки она может спровоцировать отток капитала из европейских государственных облигаций.

Скрыть ответы
8
16:22
Вектор
На чем растут Штаты?? Только и видно у аналитиков - исторический рекорды, исторический рекорд!
08:46
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Ничем не обеспеченная ликвидность. Не раз и не два перед обвалом спекулятивные рынки ставили исторические рекорды, чтобы "умный" инвестор зафиксировал прибыль, а "глупый" ему в этом помог, поверив в перспективы бесконечного или хотя бы продолжительного роста. А потом - известно что происходило.
11:34
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Если мы говорим о финансовых рынках, полностью согласен с Павлом - в случае роста речь, в первую очередь, идет об избыточной ликвидности.
Следует отметить, что ВВП США в реальном выражении тоже каждый год с 2013 г. бьет исторические рекорды.
В США очень гибкий рынок труда и регулирование продуктовых рынков, поэтому падение 2008-2009 гг. в традиционных секторах было очень глубоким, а компании не создавали достаточно рабочих мест до 2012 г. (сальдо приростов по занятости сходится к уровню 2006 г. только в начале 2013 г.) Соответственно, 2013-2015 гг. - это годы заметного восстановления рынка труда и, соответственно, покупательной способности, потерянной в кризис 2008-2009 гг., в том числе и на жилье.
Кроме того, США - глобальный лидер цифровой экономики. Рост цифровой экономики не полностью учитывается в ВВП, но очень сильно влияет на американский фондовый рынок.
13:16
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Соглашусь в коллегами, причина в дешевой ликвидности. Инвесторы покупают, пока ситуация более-менее стабильна.
13:58
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Дешевая ликвидность со стороны центробанков + колоссальные дивиденды и обратные выкупы акций. К тому же, в мире не так много столь же емких, ликвидных и относительно безрисковых инструментов. В еврозоне есть риски по банкам, бюджетам и Brexit; в Японии на рынок давит сильная йена; в Китае неопределенность с перспективами экономики. Поэтому рынок США стал основным бенефициаром программ количественного смягчения, реализуемых в других частях света.
13:59
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
США сейчас - это наиболее стабильный регион с экономической и политической точек зрения. И покупают американские акции отчасти и потому, что меньше хотят инвестировать в Европу или Китай. Также, по-прежнему есть дешевая ликвидность. Также ожидается рост корпоративных прибылей в последующих кварталах.
14:22
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Согласен с Игорем.

Скрыть ответы
7
16:22
Сергей
В какой ситуации находится экономика США - каким словом можно назвать, рецессия, кризис, подъем...? Какие у них основные проблемы (про огромный то долг все знают)??
08:44
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Проблема - огромный долг, который отдать в принципе нереально, и пока вся эта пирамида держится на вере в США, поддерживаемую с помощью медиа-манипулирования. Но ресурс этот не бесконечен, осталось не больше нескольких лет, возможно, Трамп даст импульс серьезным изменениям в этом направлении в случае избрания.
11:25
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Ситуация зависит от перспективы. В перспективе года, например, экономика США растет, хотя и медленнее, чем ожидали ещё год назад. Под влиянием внешних шоков (прежде всего, замедления в Китае) сохраняются сильные стимулы не ужесточать монетарную политику, да и укрепление доллара уже частично сказалось на экспорте. Нефтегазовый сектор будет тормозить экономику до конца года, к 2017 г. шок абсорбируется и его влияние будет уже пренебрежимо.
В стратегической перспективе "однополярный мир" кончился и в экономике, но в многополярном США выглядят лидером: подписали ТТП, имеют хорошие перспективы подписания ТТИП, и решили значительную часть внутренних проблем - в отличие от выборов 2012 г. нет сомнений, что недовольные в предвыборной гонке будут представлены до самого конца; обострения проблем с госдолгом и бюджетной политикой можно не ждать; и ситуация на рынке труда уже существенно улучшилась (если бы не экономическая активность, впору было бы говорить о перегреве).
Кроме того, США имеют наилучшие перспективы вхождения в новую технологическую волну, которая устранит модель "экономического чуда", построенную на экспорте труда, существенно снизив конкурентоспособность Китая, Индии и стран ЮВА. Будущие проблемы с платежным балансом также будут решены, так как потребность в импорте энергоносителей существенно упала.
11:55
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Ситуация умеренного роста: июльский прогноз МВФ на текущий год составил 2,2%, в то время как среднее за 30 лет значение - 2,6%. Среди проблем, к уже отмеченным Александром и Павлом добавил бы низкий уровень социальной мобильности: вопреки расхожему мнению о США как стране возможностей, этот показатель для них один из самых нихких для развитых стран. Это, с одной стороны, дестимулирует накопление человеческого капитала, с другой - способствует росту популистских настроений.
13:14
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Как и в Европе, в Штатах основная проблема - появление кризиса жанра. Стимулов была предоставлена масса (программа QE и др.), около нулевые ставки, а результата, по сути, очень мало. Деньги до реального сектора доходят опосредованно, инвестировать становится не выгодно и т.п. В общем привычка жить в кредит (у целых стран) сохраняется, а вот платежеспособность их лучше не становится.
13:20
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Сергей, одним словом – подъём, двумя – стабильный подъём.
14:00
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Экономика США по словам членов ФРС уже много лет "умеренно растёт". Это отражает в том числе и фондовый рынок последних лет.
14:11
Илья Фролов,  старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала "Промсвязьбанка"
Я бы сказал, что экономика растет, но растет не вполне уверенно из-за спада инвестиционной и промышленной активности. Обеспеченность складскими запасами остается крайне высокой, динамика инвестиций и промпроизводства в стране – негативны из-за нескольких факторов: крепкого доллара, обеспечивающего, наряду со сжатием мировой торговли, сокращение экспорта США на ключевые рынки, кризиса в капиталоемких отраслях, в первую очередь, в нефтегазовом секторе. Но сектор услуг и потребительская активность остаются достаточно устойчивыми, динамика доходов населения достаточно стабильна, что обеспечивает инерцию потребления. В идеале для ускорения нужно проводить дестокинг (снижение складских запасов), но для этого нужен другой курс доллара и оживление спроса в мировой экономике, в том числе на развивающихся рынках. В плюс может сыграть увеличение инвестиций в основной капитал.

Скрыть ответы
6
16:21
Сергей
Каковы шансы Трампа? Или это будет как с Брекситом - никто до конца в это не верил, а вот проголосовали...
08:42
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Шансы Трампа велики. Попытки провалить его выдвижение через изменение порядка голосования делегатов на съезде провалились, попытки его политически потопить, скорее всего, тоже провалятся, если не случится что-нибудь, что принято называть "черным лебедем". В случае, если Трамп и Клинтон будут идти ноздря в ноздрю, американский истеблишмент попытается заблокировать его избрание при подсчете голосов с помощью юридических уловок и применения административного ресурса - как в 2000 году. Только тогда Гор не был контрэлитным кандидатом, поэтому против него вся машина админресурса не работала. Одновременно с этим начнутся "подходы" эмиссаров американской элиты к Трампу с тем, чтобы его "ассимилировать".
11:42
Илья Прилепский,  руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы
Сайт fivethirtyeight.com, очень точно предсказавший результаты выборов в 2012 г. на основе анализа опросов в разрезе штатов, сейчас предсказывает шансы Трампа в 47% с учетом только данных опросов и в 40% - с учетом других влияющих на результаты факторов (безработица и проч.).
13:08
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Полагаю, что достаточно высоки - в районе 50%. Дональд Трамп доказал свою состоятельность в бизнесе. Возможно, американцы посчитают, что им такой амбициозный управленец нужнее.
13:10
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Сергей, в настоящий момент оценить шансы основных кандидатов довольно непросто. Обратите внимание на результаты исследований основных социологических центров: http://www.realclearpolitics.com/epolls/2016/president/us/general_election_trump_vs_clinton-5491.html. Пожалуйста, учтите, что указана рубрика «General Election: Trump vs. Clinton», а формирование коллегии выборщиков происходит на основе представительства от штатов. При этом в ближайшие дни будет наблюдаться некоторый рост электоральных показателей у г-жи Клинтон как эффект, сопровождающий завершение партийного конвента.
14:03
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Шансы Трампа лишь немного ниже, чем у Клинтон. Против него сейчас его политическая неопытность и отсутствие чёткой программы. Он в состоянии это исправить. Но лично я считаю, что с небольшим перевесом, но победит, всё же Клинтон.
14:25
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
На мой взгляд шансы Трампа, не хуже чем у Клинтон. По последнему опросу Рейтера он опережает Клинтон на 2%.

Скрыть ответы
5
15:25
СуррогатнаяМать
Здравствуйте! Когда говорят, что рынок акций США сейчас, т.е. до конца 2016г. - тихая гавань, что имеют ввиду? То, что рынок акций США будет только расти? Т.е. все (!) фондовые индексы США будут только расти? Или будут расти только базовые (!) фондовые индексы США? С уважением.
13:06
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Словосочетание "тихая гавань" уже давно пора бы списать за ненадобностью. Это атавизм. Нет сейчас такой спасительной гавани. Рынки лихорадит повсеместно. Сейчас некое затишье, но не факт, что на долго. В Штатах сейчас присутствуют политические риски, да еще и далеко не все понятно с судьбой базовой ставки. Вряд ли, что будет только расти. Возможно, что будет падать меньше, чем остальные (развивающиеся, например).
14:06
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Ситуация в США сейчас стабильнее, чем где бы то ни было среди крупнейших экономик. В Европе оценивают перспективы влияния Brexit, Япония всё расширяет стимулы, но это пока что не оказывает заметного эффекта, Китай борется со спадом. Поэтому Америку так и называют. Если посмотреть на динамику индекса S&P500, то он наименее волатильный среди индексов этих стран, имеет наиболее направленный тренд.
14:26
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Согласен с Сергеем. Нет сейчас "тихой гавани".

Скрыть ответы
4
14:59
Юлия, Мытищи
Почему лучше покупать акции золотодобывающих компаний, а не золото? (если смотреть глобально)
13:02
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Потому что это выгоднее с точки зрения финансовых и трудозатрат (комисии, расходы на хранение физического золота и т.п.). Можно еще зайти в рынок через фьючерсы, но это также больше подходит для коротких спекуляций, нежели для инвестирования в фундаментальное движение. Цена на золото сейчас очень волатильна, вот и лучше заходить в рынок через производную - золотодобывающие компании, что позволит сгладить резкие движения в базовом активе.
14:18
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Как раз, если смотреть глобально, то акции золотодобытчиков проигрывают золоту: с конца 2008 года золото выросло примерно на 50%, а золотодобытчики в среднем потеряли около 20% (а компании малой капитализации так и вообще около 50%). Однако в краткосрочной перспективе акции компаний сильнее реагируют на позитивный тренд в золоте: с начала 2016 года золото выросло более, чем на 20%, а золотодобычики прибавили целых 100%! (а компании малой капитализации так и вообще 130%!).
14:52
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
В смысле лучше? Более рискованно?

В теории акции золотодобывающих компаний растут быстрее золота из-за эффекта "рычага". Например, при цене $1200 за унцию золота, прибыль компании составляет $100 c унции. Предположим, цена золота вырастает на $100. Тогда мы имеем 8,3% рост для металла и 100% рост прибыли компании. За счёт этого и возникает большая волатильность цен акций золотодобывающих компаний.
Однако, необходимо обратить на объём хеджирования компании. При высоком коэффициенте хеджирования и резком росте цены золота компания может даже обанкротиться, т.к. ей неоткуда будет взять средства для довнесения вариационной маржи.

Скрыть ответы
3
14:55
Юлия, Мытищи
Здравствуйте!
Какие акции США в 2016 году будут иметь движение 10% в день?
14:20
Игорь Клюшнев,  начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс"
Обычно такой волатильностью обладают компании малой капитализации. Обычно это акции с ценой менее 5$.

Скрыть ответы
2
14:40
Анна
Здравствуйте! Я имею 100 000 рублей, мне выходить на пенсию по старости через 2 недели, как мне заработать на дом и на свое содержание, когда я не буду больше работать?
Какие финансовые инструменты посоветуете, и на каких рынках мира?
12:58
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Анна, добрый день. Откровенно говоря, сумма эта не самая большая, чтобы спокойно ее инвестировать, при этом взяв на себя низкие риски и получать большой доход. Я бы советовал обходить стороной всякого рода Forex-темы с большими торговыми плечами, экзотические финансовые инструменты и т.п. Сейчас логично часть денег держать в валюте (ее, кстати, можно купить напрямую на бирже через брокерскую компанию, выгоднее, чем в банке), а часть средств можно инвестировать в рублевые облигации (достаточно надежные бумаги сейчас приносят до 12% годовых; более рисковые - 14%).

Скрыть ответы
1
13:53
Игорь
Уважаемые эксперты, как влияет предвыборная ситуация на рынок? Может ли он сейчас начать снижаться? где-то видел график, что выборы - это все-таки турбулентный этап, а когда например на второй срок избирают уже кандидата - рынки спокойно растут..
08:37
Павел Салин,  директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Предвыборная ситуация в США сейчас примерно как в случае с Brexit, то есть существует вероятность возникновения прецедента, в который никто не верит. Мало кто верил в победу сторонников Brexit, мало кто верит в победу несистемного кандидата в лице Трампа. Хотя после того, как провалилась попытка его коллег по партии провалить его выдвижение на съезде, вероятность победы Трампа существенно возрастает. Однако среднесрочная реакция рынков будет похожа на реакцию на британский референдум - небольшая волатильность. Возможное избрание Трампа, как и итоги британского референдума, запустят фундаментальные изменения, но осознавать их последствия начнут спустя годы. А вот если Трамп с превышающим Клинтон рейтингом (разрыв более 5 процентов - это считается достаточным для победы с учетом погрешности) незадолго до выборов начнет делать громкие заявления - тогда рынки потрясет
12:42
Сергей Алин,  заместитель начальника аналитического департамента ИК "Окей Брокер"
Добрый день, пока предвыборная гонка на рынок влияет очень опосредованно. Летний период вообще сопряжен со снижением активности торгов. Коллега привел отличную ассоциацию с Brexit. Часто рынок боится определенного сценария, предсказывая бесповоротное и необратимое, а по факту выходит все и не так страшно. Начать снижаться рынок может и без этого. Август, к слову, часто бывает черным для рублевых активов. Рубль, кстати, за последние 9 лет - с 2007 года - в августе укрепился лишь единожды.
13:03
Олег Реут,  старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН
Уважаемый Игорь, уважаемые участники онлайн-конференции, поскольку в составе приглашённых экспертов много высококвалифицированных и уважаемых мной профессионалов, то вопросы о ситуации на рынке оставляю для ответов им. Сам же постараюсь быть полезным в том, что касается исследования сугубо политической составляющей выборной кампании.
14:41
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК "ФИНАМ"
Не думаю, что противостояние Клинтон-Трамп сильно скажется на рынке. Что Трамп может выиграть, уже никто не считает исключительно фантастическим событием. Так, по последнему опросу Рейтера он опережает Клинтон на 2%.

Другое дело, если случится что-то действительно неожиданное. В частности, если на Клинтон всё-таки заведут уголовное дело за использование частного сервера для служебной переписки. Тогда основным соперником Трампа станет Гари Джонсон, кандидат от Либертарианской партии США. Демократам будет некого выставить, т.к. даже Сандерс вряд ли соберёт значительную поддержку, после того как он поддержал Клинтон. В этом случае, действительно возможно сильное падение рынков, т.к. неопределённость ситуации будет экстраординарной.