Онлайн-конференции

Помощь
 
facebook
вконтакте

Мировая экономика: все не так хорошо, как хотелось бы

15.10.14 13:00
Нынешняя осень привнесла в мировую экономику сплин, несмотря на затишье в геополитике. МВФ на днях понизил прогнозы роста мировой экономики на 2014 и 2015 годы, предупредив, что ее рост может уже не достичь докризисного уровня. На рынке вновь заговорили о большой вероятности второй волны рецессии экономики еврозоны. Эти настроения подхлестнули и последние неутешительные статистические данные крупнейших экономик региона. Эксперты поговаривают, что программа увеличения баланса ЕЦБ до уровней начала 2012 года не принесёт желаемых результатов и европейскому регулятору в конечном итоге придётся прибегнуть к полномасштабной скупке всех бумаг - в том числе и корпоративных. В свою очередь, в ФРС США не спешат ужесточать денежную политику. Там заявили, что более слабый, чем ожидалось, рост мировой экономики может заставить центральный банк страны замедлить темпы возможного увеличения процентных ставок. Эти заявления спровоцировали падение рынка акций, продолжающееся уже третью неделю подряд.

Насколько оправданы опасения о вероятности рецессии в еврозоне? Объявит ли ЕЦБ до конца 2014 года о своей программе количественного смягчения? Как скажется на состоянии макроэкономики падение мировых цен на нефть? На какой срок может отложить ФРС США обещанное свертывание QE3? Как на ухудшение мировой конъюнктуры отреагирует emerging markets? Что будет с курсом доллара и евро?

Участники конференции:

  • Александр Апокин, руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
  • Артем Дмитриев, руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
  • Егор Сусин, главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
  • Илья Прилепский, эксперт Экономической экспертной группы
  • Сергей Хестанов, управляющий директор ГК "АЛОР"
  • Михаил Аристакесян, руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
    Показывать ответы
    Скрыть все ответы
Скрыть ответы
47
15:00
Информационная группа Finam.ru
Уважаемые дамы и господа
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Спасибо! Удачи на рынке!
16:21
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Всем спасибо, давно не видел таких интересных вопросов!

Скрыть ответы
46
14:59
НИколай
Как Вы оцениваете перспективы Сбербанка АО, АП, ВТБ в этих услоиях: на несколько лет и короткие (до Нового Года, до Пасхи)

Скрыть ответы
45
14:27
Александр
Возвращаясь к вопросу о паритете доллар/евро. Согласен с тем, что возможности ЕЦБ и ФРС не смогут оказать достаточного влияния для достижения паритета и сокращения дисбалансов по текущим счетам. А если вместе с этим, учитывая усиливающуюся разнонаправленность экономического роста в США и Европе кардинально изменятся инвестиционные потоки? ведь 300-400 млрд$ сумма вполне себе коррелирующая с ~1,5 трлн.$ прямых инвестиций в мире.

Скрыть ответы
44
14:27
Serj001
Насколько ещё может упасть цена нефти на рынке и насколько упадёт цена рубля относительно доллара?

Скрыть ответы
43
14:25
Оскар777
Уважаемые эксперты, обвал цен на рынке энергоносителей в этом году стал настоящим сюрпризом для той кагорты аналитиков, которая привыкла оценивать риски, исходя лишь из монетаристских и кейнсианских постулатов интерпритации экономических процессов. О возможном сговоре американцев и саудидов с целью снижения цен на нефть и наказания тем самым России за независимую внешнюю политику, сейчас не говорит только ленивый. Насколько, на ваш взгляд, соответствуют действительности подобная интерпретация событий?
14:56
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Говорят также и о том, что саудиты хотят затормозить рост производства сланцевой нефти и/или снизить возможный выигрыш Ирана от возобновления экспорта в случае успеха переговоров во ядерной программе.

Скрыть ответы
42
14:21
Игорь
Здравствуйте. В 2015 будет как в 2008-2009годах?

Скрыть ответы
41
13:55
Сергей,  фермер неформал
В последнее время неоднократно высшие федеральные чиновники заявляли о том, что экономику России будут переводить на "мобилизационные рельсы". Что это, по-вашему, означает, и как это отразится на карманах простых обывателей?

Скрыть ответы
40
13:45
Людмила
Бывший зам. генерального секретаря ООН Хосе Антонио Окампо в своей статье на сайте Project Syndicate советует Китаю не торопиться с либерализацией его финансовой системы. Уважаемый чел, знает о чем говорит. И информ. ресурс тоже довольно известный. Вот оригинал статьи: http://www.project-syndicate.org/commentary/chinese-financial-liberalization-and-emerging-market-crises-by-jose-antonio-ocampo-and-kevin-p--gallagher-2014-10 А нам не пора ли прислушиться к советам знающих людей? Особенно если учесть, что наша фин. система была сконструирована МВФ с учетом - ну разумеется, не наших национальных интересов?
16:20
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
МВФ сейчас ушел довольно далеко от "вашингтонского консенсуса". В частности, в официальные рекомендации развивающимся странм уже входит введение мягких ограничений на приток капитала (по аналогии с опытом Бразилии).

Скрыть ответы
39
13:44
Сергей,  фермер неформал
По всей видимости, единственный аналитик, который предвидел текущую ситуацию на валютном рынке, - Степан Демура. Его прогноз 42 руб/долл, сделанный в начале 2014 уже практически сбылся. На 2015 год он прогнозирует взлет до 58 рублей за доллар. Насколько реалистичным вам кажется такой сценарий?
14:20
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Степан всегда попадет когда все летит на дно ... но между этими периодами бывают и периоды когда "не летит" ). Теоретически такое возможно, но в этом случае ожидания по нефти должны быть "около 60", лично у меня таких ожиданий пока нет.

Скрыть ответы
38
13:39
Оскар777
Уважаемые эксперты, что за интрига стоит за недавним заявлением президента АРБ Гарегина Тосуняна о необходимости начать закупку серебра для пополнения российских ЗВР в том числе и этим монетарным металлом? Не считаете ли вы данный актив крайне недооцененным в свете набирающих силу тенденций с тотальным дефицитом драгоценных и релкоземельных металлов в их физической форме?
14:11
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Нет версий, этот вопрос стоит адресовать президенту АРБ.
16:09
Оскар777
Не перестает удивлять заскорузлость мышления и степень недомыслия, российского и зарубежного экономического бомонда, когда речь заходит о роли драгоценных металлов в их физической форме (золота, серебра) в современной экономике. Попытки привлечь внимания к этой теме, как правило, наталкивается на глухую стену непонимания. Например, г-н Греф, с невообразимой для руководителя высокого ранга решимостью, бросающийся на защиту, нашкодивших представителей российского олигахата, любящий порассуждать ... Далее →

Скрыть ответы
37
13:15
Оскар777
Уважаемые эксперты, насколько жизнеспособными, в контексте недавнего присоединения Армении к ЕАЭС и намерения других стран, даже таких экзотических и дальних, как, например, Вьетнам, проделать тоже самое, представляются вам интеграционные процессы на постсоветском пространстве? Насколько серьезно отличаются экономические условия даже в таких кооперационно взаимозависимых экономиках каковыми являются российская и белорусская, например? Насколько применима в современной России белорусская концепция построения социального государства, которая, на мой взгляд, приковывает к себе все большее внимание российской общественности?

Скрыть ответы
36
13:09
Михаил
Уважаемые аналитики. Как вы думаете ЦБ будет и дальше продавать по 350 млн. и двигать границу на 5 коп., тогда 80 руб. не за горами или же встанет насмерть на каком-то уровне? На каком?
14:09
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Для того, чтобы курс был 80, при текущих продажах Банка России ($350 млн на 5 коп., или $7 млрд на рубль движения) Банк России должен потратить ~7*40= 280 млрд, это втрое больше всех обязательств которые нужно погасить России в 2015 году, больше всего объема погашений в ближайшие несколько лет и пости половина внешнего долга всех субъектов экономики. Банку России не нужно вставать насмерть, ему нужно создать эффективные механизмы движения валюты на внутреннем рынке, возможно, взять на себя риски валютной ликвидности (возможно вместе с Минфином), что позволит полностью отказаться от интервенций.

Скрыть ответы
35
13:02
Людмила
Потрясающие успехи Китая на мировой финансовой арене: Англия выпускает сувер. бонды в юанях, а ЕЦБ готовится покупать юань в резервы. Итак: юань - мировая резервная валюта. Между тем финансовая система Китая крайне недемократична: полностью контролируемые трансграничные потоки капитала, регулируемый курс валюты, материковый китайский фин. рынок для иностранцев закрыт. Хотелось бы знать мнение экспертов, насколько обоснована полностью либерализованная финансовая система в условиях госкапитализма и экспортно-ориентированной экономики? Насколько обоснована система currency board, при которой все экономические и финансовые параметры в стране зависят от стоимости сырья на мировом рынке, а цены сырья определяются политикой ФРС? Не пора ли переходить к большей самостоятельностив определении внутренней экономической политики?
13:53
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Китай последовательно проводит реформы по снижению роли государства в экономике и плавной либерализации финансового счета. Не очень понятно, почему упомянута система currency board - она подходит для финансовых центров (Гонконг) и как шаг перед вступлением в валютный союз (Болгария), но не для ресурсоэкспортирующих экономик со среднем уровнем диверсификации, как показывает аргентинский пример 1990-х гг.; Банк России не действует и не намерен действовать в рамках этой системы - напротив, переход к плавающему курсу означает максимальное удаление от нее.
14:40
shavka
совершенно верно, либерализация в Китае осуществляется ПО МЕРЕ развития финансовой инфраструктуры. Но России и до Китая далеко - у нас нет даже своей платежной системы, в отличие от Китая. Инвест. потоки в нашей стране регулируют американские хедж-фонды, активность которых в свою очередь зависит от дифференциала в ставках, проще говоря, опять же, от ФРС. Сальдо текущего счета регулируют те же фонды на товарных рынках. Я конечно упрощаю, но суть не меняется.Как это - у нас не currency board? ... Далее →
14:55
shavka
Кстати, а насколько свободна финансовая система, да и реальный рынок США? Более 1% амерской компании иностранец купить не может. У нас - да хоть контроль. Много они пустили европейских фермеров на свои рынки? Вообще не пустили. Когда американцы говорят про свободные рынки - они имеют ввиду рынки других стран для доступа своих компаний. Никто не требует закрывать рынок по типу советского, но степень защищенности рынка должна соответствовать степени его развитости и конкурентоспособности на ... Далее →
14:58
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Currency board - это вполне конкретное понятие: фиксированный курс национальной валюты к резервной валюте и обязательство о возможности неограниченного обмена первой на последнюю по этому курсу. У нас совсем не такой режим.
15:43
shavka
Это вы один из механизмов описываете, а их там несколько и они естественно со временем были модернизированы. А суть Currency board - привязка эмиссии к текущему счету и привязка стоимости нац. валюты к обеспечению валютой другой страны, хранящейся в резервах, которые, в свою очередь, могут быть потрачены только в целях поддержки стабильного курса национальной валюты. Разве у нас не так?

Скрыть ответы
34
12:58
Николай
Вопрос по золоту и серебру. Сейчас, сожелению видно сильное падение данных активов на рынке. И если прогнозируется, все-таки, вторая волна кризиса, имеет ли смысл покупать их сейчас, пока они находятся на таком низком уровне по ценам. И что будет с Россиийским рынком акций. Ведь Рубль падает, акции дешевеют не так сильно. извечный вопрос - что делать и куда вкладывать деньги?
14:15
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
С перспективой вложений в 2-3 года текущие уровни по золоту выглядят интересными.

Скрыть ответы
33
12:56
lwra
В январе Россия должна выплатить 50 млрд. по решению суда за Юкос. Думаете это выплатят? Что будет в случае отказа с внешней торговлей, ведь на эту сумму можно заблокировать все товарные потоки страны.
13:55
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Нет ничего выплачиваться не будет, будет продолжение длительного судебного процесса. Товарные потоки заблокировать сложно, стоит понимать, что отношения экспорт-импорт - это отношения не государства с кем-то, а компании с компанией. Если компании не будут рассчитываться за импорт - им просто не будет поставляться товар.
15:28
lwra
Егор, вы не в теме. Гаагский арбитраж-высшая инстанция. Продолжать судиться больше негде. Пойдут аресты всего и вся и торговля встанет. Вспомните Ногу.

Скрыть ответы
32
12:49
Мария
В Европе все плохо, США перекуплен, Китай замедляется, развивающиеся рынки - опасны и непредсказуемы. Во что вы порекомендуете инвестировать на среднесрочную и долгосрочную перспективу?
13:58
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Этим вопросом сейчас многие задаются, т.к. в мировой финансовой системе значительные объемы свободной ликвидности, а хороших активов (не перегретых нет). В такой ситуации нужно покупать активы, которые понятны и недооценены, т.е. покупка должна быть обусловлена детальным пониманием рисков и возможностей актива. В принципе на перспективу 3-5 лет вполне можно смотреть активы связанные с ресурсным рынком, но нужно понимать, что выйти из таких активов без убытка в ближайшие пару может и не получиться.
14:18
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Золото и китайские акции.
14:42
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
В среднесрочной вложения в рублевые облигации и ПАИ ОПИФоф, инвестирующих в акции зарубежных компаний США и Китая, в долгосрочной платина и палладий (можно приобрести фьючерс через брокера или физический драгметалл).

Скрыть ответы
31
12:48
Дмитрий,  Спектр
Уважаемые эксперты, не кажется ли вам, что МВФ слишком пессимистичен в своих прогнозах?
12:57
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
В последние годы, за редким исключением, прогнозы роста мирового ВВП от МВФ (имеется в виду апрельский на текущий год и октябрьский на последующий) оказывались на 0,4-0,6 п.п. выше факта. Поэтому осторожность последнего прогноза представляется весьма оправданной.

Скрыть ответы
30
12:46
Марк
Когда ЕЦБ начнет свою программу количественного смягчения? Как это отразится на экономике евросоюза? Что будет с QE3 США?
13:45
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
ЕЦБ уже анонсировал свою программу, но возможности ЕЦБ крайне ограничены (незначительные объемы рынка секъюритизации, отсутствие спроса банков на ликвидность, внутренний дисбаланс). Рассчитывать на то, что ЕЦБ действительно сможет существенно нарастить баланс я бы не стал, по крайней мере пока они не решатся на скупку гсоблигаций. QE3 США свернут и для этого есть объективные факторы (риски от продолжения увеличения баланса превалируют над положительными эффектами этого увеличения), а вот повышение ставок будет отложено на более поздний период.

Скрыть ответы
29
12:44
Анна
Какие перспективы сейчас у развивающихся рынков? Вырастут ли они на фоне проблем в Европе и перегретости рынков США?
13:09
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Для ряда крупных развивающихся рынков с относительно "закрытой" экономикой (Бразилия, Индия, Аргентина) перспективы неплохие с учетом уже произошедшей или ожидаемой смены экономической политики на более дружественную бизнесу.

Скрыть ответы
28
12:43
Анна
Действительно ли в еврозоне наступит рецессия? И произойдет ли долгожданная коррекция США?
13:41
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Да, .вероятность рецессии в еврозоне сохнаняется, хотя падение евро должно оказать некоторую поддержку экспортному сектору, как и падение цен на нефть, потому скорее продолжится состояние близкое к стагнации.
13:58
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
С учетом того, что 17 октября Евростат выпустит оценку ВВП Еврозоны за 2 квартал по новой методологии (по старой динамика была нулевой), а также негативной статистики по промпроизводству и экспорту Германии за август, техническая рецессия вполне возможна.
16:17
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Да, рецессия в зоне евро вероятна. Ее масштаб, впрочем, не выйдет из статистической погрешности стагнации, для меня это интервал (-0.2;+0.2)

Скрыть ответы
27
12:22
Виталий
Текущая цена нефти соответствует рыночным реалиям или в ней есть политическая и спекулятивная составляющие? Если да, то какова их доля?
13:15
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
"Рыночные реалии" и "политическая составляющая" - не взаимоисключающие вещи: если Саудовская Аравия действительно готова регулировать добычу нефти так, чтобы она оставалась в диапазоне 80-85 долл./барр. в ближайшие полтора-два года, то рыночные реалии будут соответствовать ценам на нефть. Пока же, как уже указали эксперты ниже, цены скорее отражают ожидания инвесторов.
13:40
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Соглашусь с Ильей. Относительно доли... при текущем спросе (а пока нет сигналов его значимого сокращения) и текущем предложении, а также их динамике - цены в районе $100 вполне адекватны, изменения со стороны спроса и предложения вполне могут поднять, или опустить рынок, но пока объективных данных о значимых изменениях здесь мы не видим.

Скрыть ответы
26
12:07
Татьяна
Слабый рубль поддержит российскую экономику. Где тот "водораздел", за которым это утверждение не будет работать?
13:36
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Слабый рубль компенсирует часть потерь от падения цен на экспортные товары (нефть, металлы и пр.) для компаний-экспортеров и бюджета и повысит конкурентноспособность внутреннего производителя, но также ограничит доступ к закупкам современного оборудования и инвестиции, а также сильно ударит по импортерам и ритейлу (в области импорта). Сказать где тот "водораздел" может только рынок, не стоит преувеличивать внимние курса на динамику внутреннего производства, далеко не всегда слабая валюта создает достаточные стимулы для внутреннего производителя.
15:00
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Производителям, ориентированным на экспорт товаров, выгоден слабый рубль, а тем, кто импортирует или связан с импортными товарами нужен сильный рубль. Импорт и экспорт процессы с противоположными векторами. В российской экономике доля экспорта крайне мала, если не брать экспорт энергоресурсов, но на фоне снижающейся цены на нефть и экспорт энергоресурсов не оказывает прежнего позитивного влияния на российскую экономику. Слабый рубль ведёт к удорожанию импортной продукции, при этом особого влияния на цену российских продуктов не оказывает. Так что всё будет зависеть от темпов развития внутреннего производства и как следствия уровня импортозамещения.
16:15
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Ослабление номинального курса не поддержит экономику, если масштаб ослабления будет съеден инфляцией. Поэтому утверждение не сработает, если курсовой скачок будет поглощен инфляционным. Все эффекты, приведенные коллегами выше, справедливы именно для снижения реального эффективного, а не номинального курса рубля.
16:23
Н-Н
Это линейная пропорция чем выше курс, том более выгоднее импортозамещение. Нет никакого "водороздела" кроме как у Китая рост ЗВР до 4 триллионов долларов и куда их девать не понятно.

Скрыть ответы
25
12:05
Виталий,  ИА "Байкал Финанс"
Добрый день! С учётом смены Россией вектора развития международных отношении в сторону стран Азии имеет ли шанс депрессивное Забайкалье получить дополнительный стимул для экономического развития? Насколько вероятен вариант развития событий, когда текущая геополитическая ситуация положительно повлияет на развитие этих регионов? Спасибо!

Скрыть ответы
24
11:51
Борис Лебедев,  спекулянт
Насколько вероятно введение в зоне "НАФТА" валюты "АМЕРО" с последующей конвертаций в неё USD?
13:30
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Маловероятно
14:25
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Вероятность такая же, как Канада станет 51 штатом в США.
16:13
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
В перспективе 2030 года эта тема есть в повестке, хотя стоит невысоко, сама НАФТА пока что не идет дальше зоны свободной торговли. Раньше в существующей мировой экономике этот вопрос вряд ли станет актуален.

Скрыть ответы
23
11:33
макс
К чему может привести в экономике введение валютного контроля? эт ужас ужас ужас или ? вот в Белоруссии был же момент --и ничего-страна развивается -нам бы так .Почему наши либералы это отвергают? И как Вы считаете при каких обстоятельствах --цена на нефть и продолжительность по времени какой-то цены все-таки возможен валютный контроль?
13:05
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Белоруссия с ее очень высокой долей государства в экономике не вполне удачный пример, тем более что ее развитие в значительной степени "держится" на российских субсидиях в размере 10-15% ВВП. Пример Аргентины, напротив, показывает что подобные меры резко ухудшают инвестклимат и тормозят развитие экономики. С учетом сохранения приверженности Банка России политике перехода к плавающему курсу (при котором, в отличие от квазификсированных или управляемых курсов, как это имеет место в Белоруссии и Аргентине, потребности в валютном контроле вообще не возникает), при любой реалистичной динамике нефтяных цен валютный контроль представляется маловероятным.
13:30
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Вводить ограничения при усточивом снижении цен на нефть - бесполезное и вредное занятие, это никак не защитит и от устойчиво низких цен на нефть. Государство имеет значительные объемы валютной ликвидности, которые может использовать не вводя никаких ограничений (хотя и проводя жесткий контроль) для погашения паники. Валютный контроль вводится тогда, когда у государства отсутсвуют иные возможности, у нас есть достаточно возможностей, чтобы не пприбегать к подобным инструментам.

Скрыть ответы
22
11:20
lwra
Экономика США сейчас на подъёме, а Европа наоборот переживает не лучшие времена. За полгода доллар значительно укрепился по отношению к евро. Как вы думаете будет ли паритет в паре EUR/USD в перспективе 2 лет?
13:22
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Нет не будет. Еврозона имеет положительный баланс текущего счета в объеме до $300-400 млрд, США имеет отрицательный баланс в том же объеме, это означает, что для падения евро из Еврозоны должен идти постоянный отток капитала в объемах сотни миллиардов долларов, чтобы компенсировать приток доходов, причем, чем ниже будет евро -тем больший будет приток доходов в Европу, тем больший должен быть отток по финансовому счету. Текущее падение евро в основном обусловлено ожиданиями разнонаправленной политики ЕЦБ и ФРС, но как возможночти ЕЦБ преувеличены, так преувеличены и желания ФРС ужесточать политику.
14:46
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
При отсутствии структурных реформ в Европе и продолжении политики ЕЦБ по поддержанию отрицательных процентных ставок полагаем отток капитала будет усиливаться, а экспортёры предпочтут не репатриировать выручку и евро будет продолжать слабеть. На данный момент считаем возможным достижения уровня 1.1 в двухлетней перспективе.

Скрыть ответы
21
11:13
Виктор
Вам не кажется, что все наши экономисты слишком увлеклись теорией. Для них важен платёжный баланс, ВВП, профицит и т.д. А причины нынешнего кризиса в России до смешного просты. Огромный внешний долг, погашать который у страны нет средств. Рынки закрылись и теперь даже дорогая нефть не спасёт. Чтобы отдать все долги долларов у ЦБ не хватит.
13:17
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Помипо огромного внешнего долга есть ещё более огромные внешние активы, если на первое апреля внешний долг всех субъектов экономики РФ составлял $718 млрд, то внешние активы составляли $1013 млрд. У банковского сектора была положительная чистая позиция по внешнему долгу, у Минфина и Банка России - тоже (резервы и фонды), у нефинансового сектора ситуация хуже - отрицательная позиция, но в реальности весь этот дефицит может спокойно быть перекрыт за счет положительных активов государства и финансового сектора.

Так что разговоры о том, что у страны нет средств на погашение долга - это большое преувеличение, вопрос в том как будут использованы имеющиеся средства, т.к. они есть и как создать такие механизмыв, чтобы эти средства работали (не вводя жестких административных ограничений).
13:25
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
По состоянию на 1 июля иностранные активы на 181 млрд долл превышали иностранные обязательства. С точки зрения ликвидности системных рисков также нет: международные резервы, плюс высоколиквидные активы частного сектора (около 150 млрд долл.) в разы перекрывают краткосрочную внешнюю задолженность.
14:50
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Корпоративный долг и государственный долг это всё-таки разные вещи. По-первому, формально, ни у государства, ни у ЦБ нет никаких обязательств по погашению.
15:42
lwra
Ну прямо цирк с конями. Одни экономисты говорят "не будем платить по корпоративным долгам", другие "у нас много активов", да только кто их станет покупать сейчас? Отдавать совокупной России надо живые доллары порядка 800 млрд., а у ЦБ их всего 450.
15:49
Н-Н
Расшифруйте, что Вы понимаете под внешними активами? Не те ли это вложения типа покупки Итальянских металлургических заводов за млрд $ НЛМК и впоследствии переданные бесплатно.

Скрыть ответы
20
11:10
Артем
Сейчас постоянно говорят о замедлении Китая. Но так ли это опасно для мировой экономики? Может это статистическое замедление лишь говорит о смене экономической модели? С одной стороны рост замедляется, но с другой стороны растет автомобилизация, появляется большое количество предприятий среднего бизнеса, формируется средний класс. Насколько адекватно оценивать ситуацию в Китае только по уровню экономического роста. Новое поколение китайских управленцев говорили, целью Китая является построение новой экономики. По большому счёту они говорили о том, что фактор дешевой рабочей силы больше не работает. Необходимо сделать упор на китайский вариант общества всеобщего благосостояния. Что, на Ваш взгляд, это означает для мировой экономики?
13:10
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Здесь вопрос не в замедлении (оно будет происходить и сомнений в этом нет), а вопрос в темпах замедления, если в Китае произойдет "жесткая посадка" - то ситуация в финансовом секторе там ухудшится, а спрос Китая на многие ресурсы снизится. Нужно учитывать, что в последние годы долги здесь существенно увеличились (сейчас можно говорить об объеме долга на уровне 210+% от ВВП), резкое замедление будет провоцировать снижение темпов роста доходов при сохранении высокой долговой нагрузки. Постепенное же замедление китайской экономики - это нормальный процесс и значительных рисков он не несет, если продолжится переход на потребительскую модель роста.
14:04
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Можно ожидать некоторого торможения инвестиций, что будет создавать понижательное давление на цены на металлы (по итогам 2013 г. на Китай приходилось 47% их мирового потребления). В целом, оценки Всемирного банка показывают, что если замедление динамики ВВП Китая будет плавным и проходить на фоне ожидаемого ускорения роста американского ВВП, "шока" мировая экономика не почувствует.
14:54
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
В частности, экономический рост в Африке, т.к. туда уже переносятся производства с низкой добавленной стоимостью.
16:11
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
В случае замедления роста в Китае в ближайшие несколько лет сформируется избыток ресурсов, которые уйдут с китайского рынка на экспорт. В первую очередь это черные и цветные металлы (алюминий и медь). По ряду других товаров экспортеры в Китай будут вынуждены переориентировать свой рост добычи на другие рынки - это уже происходит на рынке нефти.
Что касается собственно влияния китайского экономического развития на мировое - здесь вопрос, как скоро Китай решит проблему стоимости рабочей силы и какие среднетехнологические рынки он сможет захватить.

Скрыть ответы
19
10:28
Наталья
Имеются ли в настоящее время основания для введения ограничений на трансграничные потоки капитала (путем внесения поправок в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»), возврате порядка обязательной продажи валютной выручки экспортерами? При каких условиях меры по делиберализации капитального счета и валютного рынка могут быть оправданы?
13:04
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
На данный момент таких оснований нет, да и вообще как инструмент стабилизации - это плохой инструмент. Хотя его могут использовать если ситуация будет критичной (пока она таковой не является), в общем-то это выбор между подходом "ставить заборы" и "создавать условия". Конечно, сейчас многие экспортеры придерживают валютную выручку, учитывая, что многие из нимеют и валютные долги (которые необходимо возвращать и нет возможности рефинансировать) - это объективная необходимость. Краткосрочныое введение ограничений, конечно, возможно, но объективно лучше использовать имеющиеся у Минфина и Банка России возможности и валютную ликвидность, чтобы создавать возможности движения валютных активо внутри финсистемы, чем создавать ограничения и заборы.
16:06
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Сегодня таких оснований не имеется - несмотря на то, что это один из немногих реально работающих механизмов ограничения оттока капитала. Использование этого механизма после 8 лет отсутствия ограничений - это большой шаг назад, поэтому, надеюсь, при существующем объеме валютных резарвов ЦБ запреты на движение капитала даже в повестку дня не попадут. Мягкие ограничения (например, налог на ввоз портфельного капитала) рассматриваются, но в современных условиях эта тема не слишком актуальна.

Скрыть ответы
18
10:28
Максим
Текущий счет платежного баланса в третьем квартале т.г. с исключением сезонного фактора продолжал расти, закрепившись на отметке 4% ВВП (20 млрд. долл. за квартал). Главной причиной этого роста стало сокращение товарного импорта на 9% в годовом сопоставлении (к третьему кварталу 2013 г.). Несмотря на эту мощную «фундаментальную» поддержку, курс рубля продолжает снижаться. Почему? Каковы ключевые драйверы обесценения рубля и их соотношение («веса») по значимости? Насколько велика корреляция номинального курса рубля с динамикой мировых цен на нефть – в краткосрочном аспекте, в среднесрочном?
12:58
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
В краткосрочном аспекте текущий счет влияет на валюту крайне незначительно, значительно большее влияние оказывают финансовые потоки, а они были отрицательными. К тому же, улучшение текущего счета - это вопрос цен на нефть, падение которых существенно ухудшают ожидания рынка по текущему счету в будущие периоды. Текущий счет - это фактор средне- и долгосрочный. Основной фактор динамики рубля сейчас - это спрос на валюту со стороны корпоративнго сектора (в условиях отсутствия возможности рефинансирования только в третьем квартале по оценке Банка России внешний долг сократился борлее чем на $50 млрд), предстоящие в 4 квартале большие выплаты по долгам и негативные ожидания по ценам на нефть. В 2015 году выплаты по внешним долгам будут более умеренные, если Банку России удастся не допустить паники на валютном рынке. В долгосрочном аспекте падение цен на нефть влияет на рубль через её влияние на динамику текущего счета, в краткосрочном - через настроения рынка динамику операций по финансовому счету.
14:11
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Как уже сказано, снижению курса способствуют выплаты по долгам, и в 4 квартале они ожидаются на 10 млрд большими, чем в третьем. Что касается среднесрочной корреляции курса с ценами на нефть, по нашим оценкам она лежит в диапазоне 0,4-0,5.

Скрыть ответы
17
10:27
Антон
Несмотря на быстрое обесценение последних месяцев, в постоянных ценах курс рубля к доллару США примерно соответствует сегодня уровню сентября 2008 г. А постдевальвационный курс доллара на конец января 2009 г. в сегодняшнем масштабе цен равен 55 руб. Это дает ориентир возможного масштаба роста курса доллара, если нынешняя корректировка превратится в «большую» девальвацию. Понятно, что это будет явный «перелет» (overshooting), неизбежный спутник кризисного движения нефиксированных валютных курсов, и затем последует откат. Тем не менее – в чем сходство и каковы отличия нынешней ситуации на валютном и денежном рынке РФ и ситуации сентября-октября 2008 года? Ваш прогноз: грозит ли нам сейчас «большая девальвация» образца зимы 2008/2009 годов и какие конкретно факторы/события (либо их сочетание) могут ее спровоцировать?
12:49
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Стоит учитывать, что большая девальвация 2008/2009 годов отчасти была обусловлена тем, что мы имели большие валютные обязательства, но имели значительно меньшие валютные активы. Банковская система активно привлекала до 2008 года валютные кредиты, а размещала средства в рублевых активах. Сейчас такой ситуации нет, валютные активы и обязательства в целом уравновешены (хотя и с перекосами, у кого-то избытки валюты, у кого-то дефицит). Уже этот фактор позволяет говорить о том, что такого "перелета" не будет. Население также в основном должно в рублях, а не валюте. В корпоративном нефинансовом секторе баланс не очень хороший, здесь активов существенно меньше чем обязательств, а рефинансироваться возможности нет. Многое будет зависеть от того какие инструменты будут использовать Банк России и Минфин для сглаживания колебаний, стоит выпустить на рынок валютной ликвидности (через РЕПО, СВОПЫ, валютные депозиты Минфина на нормальных условиях) на $30-50 млрд и рынок это очень быстро охладит.
16:01
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Не стоит забывать. что в 2008-2009 гг. цена на нефть была даже в среднем на 40 долл./бар ниже, чем сейчас, и падение было намного более резким. Кроме того, курсовая политика ЦБ была принципиально другой. Другими словами, сейчас набор рисков рубля слегка похож на риски образца 2008 г. (внешняя закредитованность, снижение цен на нефть, неважное состояние банковской системы), но это выглядит как версия "лайт".

Скрыть ответы
16
10:27
Дмитрий
На каких уровнях (в каком диапазоне) и в течение какого времени рубль может нащупать пусть хрупкое, но равновесие? Понятно, что о долгосрочном номинальном равновесии речь не идет. Скорее, мы говорим о том, когда ждать передышки и перехода от быстрого к ползучему, вялотекущему обесценению рубля?
12:36
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Если цены на нефть стабилизируются в районе 80-85 за баррелль - то уровни в районе 40-42 рублей за доллар с постепенным сползанием к 45.

Скрыть ответы
15
10:26
Влад
ЦБ проводит последовательную либерализацию курсовой политики и не намерен отступать от своих планов с 1 января будущего года окончательно освободить движение курса. Тем не менее глава ЦБ подтвердила сохранение валютных свопов и валютных интервенций «в ситуациях, влекущих угрозу финансовой стабильности». Ничего не было сказано о судьбе операционального коридора движения курса. Вероятно, он будет упразднен – вместе с ныне действующими публичными правилами интервенций, сопряженными со сдвигами границ коридора. Плюсы такой политики – обесмыссливание спекулятивных атак на рубль, экономия ресурсов ЗВР на интервенции в поддержку рубля. Минусы – избыточная (наносящая ущерб хозяйственным субъектам, прежде всего нефинансовым) волатильность курса рубля, дестимулирование рублевых сбережений. Каково соотношение позитива и негатива, на ваш взгляд? Насколько оправдана такая политика? Не нуждается ли она в корректировке, скажем, к возврату к более «грязному» плаванию курса (интервенции внутри коридора, коридор гораздо уже, не 9, а 3-4 рубля за единицу корзины и т.д.)? Как вы относитесь к экстремальному предложению С.Ю.Глазьева зафиксировать на несколько лет обменный курс рубля?
12:32
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Такая политика вполне оправдана, для Банка России в условиях такой политики важно не допустить серьёзной угрозы финансовой стабильности - это очень сложная задача. Т.е. Банк России не должен вставать против фундаментальных факторов (допустим среднесрочного падения цены нефти на более низкие уровни), но он должен и ограничить риски при локальных резких краткосрочных движениях. В такой ситуации инструменты, которые начинает вводить Банк России (свопы и валютные РЕПО) более правильны, чем валютные интервенции на рынке. Другое дело, что объемы и условия валютных свопов и РЕПО должны быть более приближены к рынку (по стоимости и объемам). Сейчас Банк Россиии - это единственный крупный контрагент в системе, который может позволить себе игнорировать риски валютной ликвидности. Фиксация более узкого коридора - это не выход, т.к. Банк России теряет в этом случае контроль над ликвидностью и ставками, как и фиксация неизменного курса. Сейчас идет более правильный процесс - это своп, РЕПО и, а по-хорошему и валютные депозитные аукционы Минфина, которые бы перекрыли локальные потребности в валюте, но на основе возвратных операций. Конечно, при таком подходе регулирование и контроль со стороны Банка России должны быть жесткими, чтобы не допустить роста рисков.
13:29
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Предложение Глазьева в значительной означает "повторение" второй половины 2008 г., когда удержание рубля (тогда, впрочем, в отличие от теперешней ситуации, объективно более важное с точки зрения финансовой стабильности) привело к росту реальных ставок и усугублению спада ВВП.
15:58
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
В ситуации, когда возникновение девальвационных ожиданий имеет неэкономическую и слабо прогнозируемую природу (развитие гражданской войны на Украине, введение (контр)санкций), Банк России не должен ограничивать курсовые скачки, но должен поддерживать финансовую систему в случае возникновения кризисов ликвидности. Это и делается сейчас. Соглашусь с Ильей - фиксация курса рубля в условиях возникновения непредсказуемого девальвационного давления, скорее всего, в любом случае приведет к необходимости девальвации рубля с дополнительным снижением резервов, что нанесет больший ущерб финансовой стабильности, чем переход к плаванию.
Другое дело, при каких ставке и курсе будет достигнуто равновесие на валютном рынке. Мне кажется, при действующая ставка создает избыточное давление на экономический рост, которое ЦБ преподносится как борьба с эффектом курсового переноса.
16:38
Н-Н
Глазьев наоборот предостерегает от повторения 2008 г., когда на плавном падении спекулянты нажились, а ЦБ потерял большую часть ЗВР. Он предлагает зафиксировать по разумному курсу (Мое предположение 50-60 рублей) одномоментно и держать его избежав минусов постепенной девальвации 2008 года.

Скрыть ответы
14
09:55
fava,  пенсионер
Вопрос сообществу: Не считаете ли вы, что запрет оплаты российского экспорта иностранной валютой является единственной возможностью нивелировать отрицательные тенденции в мировой экономике.
11:40
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Нет, хотя постепенно наращивать расчеты в локальных валютах - это вполне нормальная тенденция.
14:09
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Нет.
14:13
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Нет. Расчеты в национальных валютах могут снижать валютные риски и (при очень больших объемах) транзакционные издержки, но никак не защищают от сокращения внешнего спроса.
15:09
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Не считаю.
15:47
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Нет. В этом случае валюты, чтобы платить за импорт, на внутреннем рынке будет еще меньше.

Скрыть ответы
13
09:48
Виталий,  г. Н.Новгород
Все, видимо, идет к тому, что фондовый рынок США будет снижаться. До какого уровня может опуститься индекс S&P 500 в этой связи? Сможет ли российский рынок устоять при таком возможном снижении рынка США?
11:25
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Рынки России и США уже давно раскоррелированы, безусловно, падение S&P 500 вряд ли будет способствовать росту российского рынка, но и оказывать сильное негативное влияние на него не будет, т.к. денег нерезидентов в российском рынке почти нет уже. Мои ожидания по снижению S&P 20-25% в рамках текущей динамики.
14:09
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
По S&P500 полагаю что коррекция не превысит 20%.

Скрыть ответы
12
09:25
Катя
МВФ в своих прогнозах роста мировой экономики на 2015 год не закладывет ситуацию с санкциями против России, т.е. по прогнозам МВФ санкции к 2015г. против России должны снять. Какое на этот счет ваше мнение? Ракая реакция на отмену санкций может быть на фондовом рынке? В связи с открытием доступа крупных российских банков на валютный рынок займов, как поведет себя валюта в таком случае?
09:34
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Ожидать сворачивания уже принятых ограничений в 2015 году было бы оптимистичным. Однако, при таком развитии событий можно ожидать стремительного роста объема размещений еврооблигаций, как компаний, так и банков. Спрос будет, т.к. соотношение риск/доходность достаточно хорошее. Фондовый рынок также отреагирует достаточно активным ростом.
13:32
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
ЕС может снять санкции по истечению годового срока их действия (продление после этого будет требовать консенсуса всех 28 стран, в то время как до этого консенсус требуется для отмены санкций). Для США в силу политических мотивов сложно ожидать полного снятия санкций как минимум до следующих президентских выборов.
14:07
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Снятие санкций естественно будет позитивным фактором.

Скрыть ответы
11
09:18
Валерий,  спекулянт
Уважаемые эксперты, прошу Ваши прогнозы по паре евро/доллар и евро/йена на июль-август 2015г и Ваши прогнозы по ставке ЕЦБ на данный период
11:16
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Ставки ЕЦБ не изменятся, евро - в районе 1,3, евройена - в районе 140
14:06
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
При отсутствии структурных реформ в Европе, евро/доллар в районе 1.15 - 1.20
15:39
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Ставки ЕЦБ в ближайший год не изменятся, стимулирование пойдет через "количественные смягчения".

Скрыть ответы
10
01:03
Максим
Как думаете входить в золото время пришло ?
09:42
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
$1150-1200 за унцию - это сильная зона поддержки для золота, я бы не ожидал снижения ниже, как по причине достаточно высокой себестоимости добычи (текущие уровни уже низкорентабельны для малых и средних компаний, падение ниже выведет их с рынка и сократит предложение). В целом, как личное мнение, текущие уровни - это уровни покупки золота, т.е. время пришло.
14:04
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Если говорить о перспективе 2-3 лет, то текущие уровни весьма интересны.
15:06
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Сегодня более положительную динамику, чем золото, показывают платина и палладий. В перспективе 1-1,5 года, оба металла будут прибавлять в цене.

Скрыть ответы
9
01:02
Максим
Скажите как вы думаете когда нужно закупать продукты , дрова и уходить в лес ?
09:48
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Зимой - холодно, весной - медведи просыпаются, так что если в лес - то летом
14:03
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Про спички, ружьё и патроны не забудьте. :)
13:17
упса
Максим, вы наивный человек, зачем же в лес тащить дрова. Это как со своим самоваром ехать в Тулу...
16:44
Н-Н
Да с дровами явный ляп, видимо спички имел ввиду.

Скрыть ответы
8
23:56
Олег
Каковы причины падения цен на нефть?
10:24
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Резкое сокращение позиций на фьючерсном рынке на фоне крайне негативных ожиданий относительно:
- роста экономик Китая/Европы;
- ожиданий укрепления доллара на фоне страхов повышения ставок в США;
- опасений наращивания ОПЕК добычи;
- роста добычи нафти в США;

Т.е. текущее падение происходит в основном на ожиданиях, которые активно подогреваются рынком.

Резкое замедление экономики Китая в июле-августе - это пока краткосрочный фактор, который не привел к снижению импорта нефти Китаем (рост импорта продолжается). Ожидания укрепления доллара на фоне ожиданий ужесточения денежно-кредитной политики США частично скорректировались после "минуток" ФРС. При похожей ситуации ФРС в 2010 и 2012 годах запускала новые стимулы, а не ужесточала политику. Сейчас, конечно, новых стимулов со стороны ФРС ожидать не приходится, но перспективы повышения ставок крайне далекие, точно не в 2015 году. Опасения относительно повышения добычи со стороны ОПЕК пока скорее присутствуют на словах, чем в реальности, сентябрьский отчет ОПЕК указал на рост добычи в сентябре до 10,5 млн. баррелей в день, но данные по добыче за июль-август были пересмотрены с понижением, ну и рыноочные оценки на уровне 30,9-31 млн. баррелей в день сенрьёзно завышены. В третьем квартале текущего года добыча ОПЕК была на 0,2 млн. баррелей в день ниже прошлогоднего уровня. Вряд ли все это может указывать на существенный рост робычи со стороны ОПЕК. Ещё одним фактором является рост добычи нефти в США, сейчас они ежегодно наращивают добычу 1 млн. баррелей в день, но темпы роста добычи замедляются, падение цен на нефть только ускорит замдление темпов роста добычи в США (в связи с высокой себестоимостью добычи нефти в США). Текущие цены на нефть будут приводит к тому, что с рынка уйдут проекты по добыче с высокой себестомостью (при текущих ценах это может привести к выводу с рынка добывающих мощностей в объеме 2-3 млн баррелей в день).

Таким образом, цены на нефть могут стать устойчиво низкими только при реализации одного из условий:
- ОПЕК действительно будет активно наращивать добычу в ответ на падение цен
- Китай действительно решится допустить более жесткую посадку экономики, т.е. допустит падение темпов роста экономики до 5-6%

В иных случаях падение цен на нефть будет иметь краткосрочный характер, т.е. уже к началу 2015 года цены восстановятся до ~$100 за баррель.
13:53
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Фундаментальная это рост добычи сланцевой нефти в США. А в последние дни наложились ещё опасения за темпы роста экономики Еврозоны.
14:03
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Существенных причин падения цен на нефть всего две: падение спроса и избыточное предложение сырья. Так же можно добавить существенное развитие альтернативных источников энергоресурсов в мировом масштабе (сланцевый газ, холодный ядерный синтез).
14:16
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
К уже сказанному можно добавить, что заявления источников в правительствах Саудовской Аравии и Кувейта, что нефть может упасть до 80-85 и даже до 75-77 долл. до конца 2015 г. также не способствуют росту цен.
16:11
fb100008323323034
Артем, погуглите про "холодный ядерный синтез", чтобы больше не упоминать его в этом ряду. Или не гуглите и добавьте "торсионные поля", чтобы читалось еще забавней :-)
16:47
Н-Н
Еще есть модное слово нано технологии, последнее время, что то забытое вместе с Чубайсом.

Скрыть ответы
7
20:40
яков
Интересен ваш прогноз по американским облигациям,корпоративным и правительственным различной длительности,в случае повышения процентных ставок.спасибо.
22:38
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
Пока рано делать такие прогнозы. Надежные результаты начнут получатся не ранее, чем монетарная политика стабилизируется (1..2 квартала без существенных изменений)
10:30
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
В текущих условиях вероятность повышения ставок в США до конца 2015 года не очень вероятна, повышение ставок может состояться только при условии устойчивого ускорения роста экономики и инфляции, ждать этого сейчас вряд ли приходится. Но если все же такая ситуация сложится, то можно ожидать роста ставок по гособлигациям, корпоративным и ипотечным облигациям, что негативно скажется на усточивости американских банков (чистая процентная маржа которых на минимумах за пару десятилетий, повышение ставок снизит её ещё ниже).
15:38
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Добавлю, что потенциал роста ставок сильно зависит от коррекции инфляционных (или дефляционных) ожиданий, которая произойдет после попадания в экономику денег ФРС, заместивших облигации Казначейства на балансах американских банков. Пока что рост денежной массы довольно скромный, и инфляция на него никак не отреагировала, поэтому прогнозы делать сложно.

Скрыть ответы
6
20:11
Леонид
Уважаемые эксперты,телелось бы услышать ваше мнение. Если в рамках политики санкций запад отзовёт своих специалистов-нефтяников и перестанет поставлять комплектующие необходимые для добычи, сократится ли добыча нефти в нашей стране и насколько, допустим через год ,два.
12:38
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Сегодня в Российской Федерации в структуре добычи нефти основным способом эксплуатации скважин является насосный, доля которого на протяжении последних нескольких лет постоянно увеличивалась. Так же по причине низкого темпа освоения новых месторождений и плохих условий извлечения нефти на давно разрабатываемых участках, неуклонно снижается доля фонтанного способа эксплуатации скважин. При этом стоит отметить, что в настоящее время добычу нефти в России осуществляют около 320 организаций, в том числе около 140 компаний, входящих в структуру ВИНК, 180 организаций относятся к числу независимых добывающих компаний, 3 компании работают на условиях соглашений о разделе продукции. Среди российских компаний лидерами разведочного и эксплуатационного бурения являются «Сургутнефтегаз» (0,22 млн м) и «ЛУКОЙЛ» (0,18 млн м). В настоящее время по мощностям и объёму переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая, при этом стоит отметить, что большая часть комплектующих, необходимых для добычи нефти производится в России. Что же до отвода западных специалистов-нефтяников и ограничения ими поставок комплектующих в Россию, то это может отразится только на объёме переработки нефти и модернизации установок и вывода мощностей по производству топлива класса Евро-6, так как в структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжёлых и средних фракций, прежде всего мазута и дизельного топлива. Так что вероятные санкции, направленные на дестабилизацию нефтяной отрасли России, не окажут существенного влияния на добычу нефти в нашем государстве, по крайней мере в ближайшие 2-3 года.

Скрыть ответы
5
18:16
Леонид
Уважаемые эксперты,хотелелось бы услышать ваше мнение. Если в рамках политики санкций запад отзовёт своих специалистов-нефтяников и перестанет поставлять комплектующие необходимые для добычи, сократится ли добыча нефти в нашей стране и насколько, допустим через год ,два.
22:33
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
По оценкам некоторых нефтяников - "под угрозой - 25% российской нефти". Временной диапазон четко не очерчен, но ориентировочно - 2..3 года.

До 70% нефтесервисных работ делалось иностранцами.
11:13
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Сокращение добычи при отсутсвии инвестиций и технологий, конечно, будет происходить, но это не будет резкий обвальный процесс, через 2-3 года это может привести к сокращению добычи на 3-5%. Ряд технологий и оборудования замещаемы азиатскими аналогами.
13:49
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Такой вариант конечно будет весьма неприятен, но не смертелен.
15:34
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Почти все иностранные нефтесервисные компании в последние 10 лет локализовали производство в России. Большая часть технического персонала, включая высококвалифицированный (представители Минэнерго утверждают, что более 80%) - наши сограждане. Услуги продолжают покупаться у зарубежных поставщиков потому, что они способны обеспечить высокое качество на выходе и управление процессом, так что потребитель получает решения "под ключ", но сформировать отечественного поставщика услуг на производственной базе технически возможно. Из высокотехнологичного оборудования основное - это оборудование для 3/4D-сейсмики и буровых платформы. Платформы уже производятся в России, а вот по сейсмическим исследованиям проблемы есть, и после 2020 г., если начнется освоение нефти в Арктике, они могут возникнуть.
В целом, как правильно заметили выше, не смертельно и на добычу почти не повлияет.

Скрыть ответы
4
18:09
Баян,  спекулянт
Уважаемые участники конференции, почему в 90-е - начале 2000-х (совсем недавно) нефть достаточно долгий период времени стоила дешево, а сейчас многие аналитики утверждают, что её нынешнее падение, это кратковременное явление и не за горами её рост. Герман Оскарович Греф (очень уважаемый и опытный эксперт) утверждал, что она должна быть уже на уровне 250 долларов за бочку? Так вот почему тогда так было, а сейчас не может быть так, как тогда (ну хотя бы 50-60 баксов), если вдруг к сокращающимся КУЕ начнут ещё и ужесточать монетарную политику (учётную ставку поднимать)?
22:29
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
Рынком, в том числе, движут и _ожидания_. А они сейчас они крайне негативные.
11:06
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
Среднесрочно динамика цен на нефть определяется спросом и предложением, низкие цены на нефть в 1990-е и 2000-е были обусловлены объективными факторами: первый - шоком предлоджения (спровоцированным действиями некоторых членов ОПЕК), второй рядом кризисов (азиатский, пузырь доткомов, дефолты в Южной Америке). Если сейчас ожидать что-то подобное (активного наращивания предложения ОПЕК, или резкой посадки китайской экономики), то низкие цены вполне могут иметь место достаточно длительный период времени. Но, учитывая тот факт, что за последние 15 лет мировая инфляция составила примерно 100%, а также существенный рост себестоимости добычи и рост потребления нефти (с 75-76 млн. баррелей в день до 92-93 млн баррелей в день) - то усточиво низкие цены на нефть на уровне $50-60 за баррель могут быть только при соответсвующем падении потребления, т.к. при такой цене добыча сократится не менее, чем на 5-10 млн. баррелей в день и компенсировать это сокращение не сможет даже ОПЕК при полном использовании добывающих мощностей.
13:44
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Средняя себестоимость добычи нефти, включая сланцевую находится в районе $80, поэтому продолжительное нахождение цены существенно ниже этой отметки на наш взгляд маловероятно. Хотя конечно есть отдельные месторождения где себестоимость и $50-60 и даже ниже. Рост нефти в настоящее время ограничен увеличением добычи сланцевой нефти в США
14:20
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
Оценка издержек добычи "маржинального" барреля оценивается Всемирным банком в 85-90 долл./барр. Цены, отвечающие сбалансированности бюджета Саудовской Аравии - 85-91 долл./барр., по разным оценкам. Так что долгосрочное падение до 50-60 долл./барр. крайне маловероятно.
15:14
Н-Н
В стоимости барреля большая составляющая, это природная рента(налог на добычу полезных ископаемых или его заменители), как мы знаем из нашей практики при снижении цен производители бегут в правительство и обнуляют эти сборы и их себестоимость падает. При жесткой посадке Китайской экономики и падения спроса страны начнут поддерживать своих производителей и средняя себестоимость может уйти гораздо ниже 80$.

Скрыть ответы
3
16:50
Виталий,  г. Н.Новгород
Нынешнее падение цен нефти играет в целом позитивную или негативную роль для развития мировой экономики? Ниже какого уровня, по вашему мнению, цена нефти не должна упасть, чтобы не нанести ущерба мировой экономике, учитывая все финансовые и прочие затраты, себестоимость и рентабельность добычи?
22:21
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
Величина возможного падения ограничивается рентабельностью сланцевых проектов. А она очень сильно разнится, как в силу финансовых причин, так и в силу отличии геологии проектов.

Это сильно затрудняет прогнозирование возможного падения. Скорее всего, установить это можно только пост-фактум.
10:47
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
При падении ценына нефть до $80-85 за баррель ряд проектов по добыче становится нерентабельным, это может вывести с рынка мощности по добыче на уровне минимум 2-3 млн баррелей в день (наиболее затратные проекты). Одновременно, падение цен будет поддерживать достаточно высокие темпы роста спроса на нефть. Фактически, мы получим падение предложения на фоне продолжения роста спроса, компенсировать недостаток предлоджения может ОПЕК (здесь существуют возможности наращивания добычи на 5-6 млн баррелей в день, что удержит цены низкими). С точки влияния на рост экономики - падение цен скорее будет нести умеренное негативное влияние, как за счет сворачивания инвестиций, так и за счет сокращения импорта товаров/услуг нефтедобывающими странами. С другой стороны, это окажет положительное влияние на рост потребления в развитых странах - потребителях нефти, что сгладит негативные эффекты влияния на мировую экономику. В целом колебания цен в диапазоне $80-120 вряд ли будут оказывать какое-то значительное влияние на рост мировой экономики, они скорее будут отражать само состояние мировой экономики, т.е. боле низкий уровень цен будет указывать на слабость спроса и потребительских настроений.
13:28
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Существенных причин падения цен на нефть всего две: падение спроса и избыточное предложение сырья. В этом ключе можно констатировать как существенное развитие альтернативных источников энергоресурсов в мировом масштабе (сланцевый газ, холодный ядерный синтез), так и геополитическую обстановку, примером может служить плохая макростатистика по Еврозоне и странам АТР. В бюджет РФ на 2014-2016 годы заложена цена на нефть на уровне 93 $ за баррель в 2014 году, 95 $ за баррель - в 2015 и 2016 годах При условии дальнейшего падения цены на нефть российской экономике будет нанесён существенный ущерб, как результат - серьёзный внутренний экономический кризис, который послужит мощным детонатором для мировой экономики в целом. Стоит отметить, что не снижающийся объем предложения на мировом рынке при одновременном замедлении экономик Европы и Китая продолжает стимулировать дальнейшее падение цены на нефть. Если говорить об уровне цены, то нижним порогом будет цена в 75 $ за баррель, что приведёт к остановке крупных международных проектов по разработке и добыче нефти по причине их нерентабельности.
13:40
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
Средняя себестоимость добычи нефти, включая сланцевую находится в районе $80, поэтому продолжительное нахождение цены существенно ниже этой отметки на наш взгляд маловероятно.
15:23
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Для потребителей-развивающихся стран, это позитивная новость, так как расходы на энергию занимают значительную долю корзины. Для потребителей-развитых стран позитивный эффект не столь очевиден - расходы на энергию там относительно невелики, а рентабельность проектов альтернативной энергетики и добычи из нетрадиционных источников, как уже заметили выше, становится отрицательной (хотя, по оценке МЭА, сланцевая нефть почти вся рентабельна и при цене 80 долл./бар).
Страны-экспортеры нефти рассчитывают на нефтедоллары как на источник бюджетных доходов, поэтому для них важно, при каком уровне нефти дефицит бюджета приемлем (можно финансировать расходы без взрывного роста долга). Для России сейчас это 95-100 долл./бар., бюджет на 2014 г. сверстан под 104 долл./бар, на 10 долл. выше цены по бюджетному правилу. Ближневосточные экономики утверждают, что способны балансировать бюджеты несколько лет при 80-85 долл./бар.
Мировая экономика в целом развивалась при очень широком диапазоне цен на нефть, думаю, существующий режим развития может работать при интервале среднегодовых цен от 70 до 120 долл./бар. Ниже - останавливается большинство действующих проектов по добыче нетрадиционных и шельфовых углеводородов, выше - сильно растет спрос на новые технологические решения в энергетике.

Скрыть ответы
2
16:35
Виталий,  г. Н.Новгород
Что на взгляд экспертов должен сделать ЕЦБ для предотвращения рецессии в Европе или хотя бы для смягчения ее последствий? И есть ли у него для этого возможности?
22:15
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
Проблемы еврозоны носят, в основном, структурный характер. ЕЦБ здесь почти бессилен.
10:35
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
ЕЦБ крайне ограничен в своих возможностях, решить структурные проблемы он не может, но может начать выкуп гособлигаций, что сгладит негативные процессы - это единственный вариант существенного расширения баланса. Проблема в том, что выкуп гособлигаций будет сталкиваться с серьёзным политическим противодействием, потому существенно изменить ситуацию ЕЦБ не сможет.
13:30
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
ЕЦБ практически ничего не может сделать. Стоящие перед экономикой Европы проблемы должны решаться политиками и правительствами стран, это исключительно в их компетенции.
13:59
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
Снижение ЕЦБ ключевой ставки с 0,15% до 0,05%, а также повышение негативной процентной ставки по своим депозитам с –0,1% до –0,2% вряд ли способно предотвратить рецессию. Текущая ситуация в экономике Европы лежит в плоскости политических решений, это высокий уровень безработицы в еврозоне и рекордно низкая инфляция.
14:39
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
ЕЦБ должен смягчить политику, если инфляция и 5-летние инфляционные ожидания продолжат падать, поскольку риск дефляции становится все более реальным (за последние полгода он вырос с 20% до 25% по оценке МВФ). В остальном возможности регулятора по предотвращению рецессии ограничены, что иллюстрируется тем, что в сентябре банки не выбрали планируемый объем долгосрочной ликвидности в рамках операции TLTRO, направленной на стимулирование кредитования.
14:56
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Результаты TLTRO (распределено 83 млрд. евро при прогнозе 100-300) и опубликованные правила выкупа обеспеченных облигаций (основной рынок объемом менее 300 млрд. евро) указывают, что инструментов стимулирования экономики Европы у ЕЦБ немного, и те, что применены, не очень работают. К тому же эффект даже нетрадиционной монетарной политики пока что довольно ограничен. Вероятно, одним из возможных путей могл бы стать аналог японских "трех стрел Абэ", с сочетанием монетарного (например, долгосрочные кредиты), фискального (например, инфраструктурные программы) и структурного (радикальная реформа рынка труда и социального обеспечения) стимулирования, но такая политика не только весьма рискованна (как показывает пример Японии), но и выходит чрезвычайно далеко за пределы мандата ЕЦБ.

Скрыть ответы
1
16:29
Андрей Ив.,  инвестор
Считаете ли вы, что текущее падение нефти скоро сменится ростом, причем довольно хорошим, к зиме?
22:13
Сергей Хестанов,  управляющий директор ГК "АЛОР"
На фоне постепенного сворачивания QE и роста добычи в США заметный рост нефтяных цен выглядит весьма маловероятным. Как минимум, на временном горизонте полгода - год.

Только сильное снижение добычи (как вариант - крупномасштабные иоенные действия в нефтедобывающей стране...) может сломить нисходящий тренд.
10:33
Егор Сусин,  главный эксперт Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка"
К ноябрю-декабрю мы получим больше информации относительно динамики экономики Китая, политики ФРС и реакции ОПЕК на текущую ситуацию. В целом пока резкое падение цен на нефть не подверждается фактами и обусловлено ожиданиями (которые с приличной вероятностью не поджтвердятся), потому ожидать отскока цен к концу текущего года-началу 2015 года вполне вероятно.
13:27
Михаил Аристакесян,  руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "ФИНАМ"
При отсутствии каких-либо экстраординарных геополитических кризисов, текущий баланс спроса и предложения не указывает на возможность стремительного роста цен.
13:43
Артем Дмитриев,  руководитель Центра социально-экономических исследований ИСЭИМЭ
В текущих обстоятельствах рост цены на нефть является маловероятным. Факторов, ограничивающих возможное повышение цены за баррель достаточно много, это увеличение добычи в странах OPEC (Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Ангола) и бесперебойные поставки иракской нефти.
14:23
Илья Прилепский,  эксперт Экономической экспертной группы
В отсутствие каких-либо шоков резкий рост маловероятен, но к оценке 90 долл./барр. цены вернутбся могут. Но есть и риски дополнительного умеренного понижения (напр. достижение соглашения по ядерной программе Ирана).
14:50
Александр Апокин,  руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП
Зависит от того, как определять "довольно хороший". Возвращения цен на нефть к уровням начала года в среднесрочной перспективе ждать не стоит - баланс спроса и предложения будет совсем другим. Небольшой коррекции вверх - вполне можно, пока до конца не понятны потенциал замедления спроса в Китае (зависит от стимулирования и роста развитых стран) и потенциал роста поставок из Ливии и США.